• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Дебютант

4 ноября. Традиции возвращаются?

В третий раз Россия готовится отпраздновать День народного единства. Праздник, хоть фактически и пришедший на смену ноябрьским «красным дням» советской эпохи, но несущий совершенно другую смысловую нагрузку.

Что же произошло в этот день почти четыреста лет назад? Какие события предшествовали этой победе, и какое значение она имела для дальнейшего развития России? В этом мы и попытаемся разобраться.

В 1598 году смерть не оставившего после себя наследника царя Федора Ивановича, старшего сына Ивана Грозного, возвещает об окончании династии Рюриковичей. Младший сын Ивана IV, прозванного Грозным, Дмитрий, погиб несколькими годами ранее, при не выясненных до конца и по сей день обстоятельствах. Эта смерть и послужила началом череды событий, называемых в истории России — Смутное время.

На протяжении последующих пятнадцати лет российский народ находился в состоянии первой в истории России гражданской войны. Цари самозваные и «выкрикнутые», семибоярщина, народные бунты и двоевластие, польско-литовская и шведская оккупации, разобщенность народа, голод, раздробленность церкви и упадок культуры, через всё прошла Московская Русь в эти смутные годы…

И только 4 ноября (22 октября по старому стилю) 1612 года разгромом гарнизона, засевшего в крепости Китай-город, началось восстановление государственной целостности Руси. Армия народного ополчения под руководством купца Кузьмы Минина и князя Пожарского, объединявшая представителей всех сословий, национальностей и конфессий, принесла эту важную для всех людей России победу. В этот день русские, татары, удмурты, чуваши и многие другие народы, руководимые чувством национального достоинства и личного долга, сделали первый, но очень важный шаг в восстановлении Русской государственности.

Начало новой царской династии Романовых, подвиг Ивана Сусанина, смерть Кузьмы Минина, заключение мира с Речью Посполитой, окончание гражданской войны и Смутного времени — всё в будущем. Но без скромной победы этого дня — будущего для России могло и не быть…

Почему же спустя почти четыре века решено отмечать этот день как государственный праздник? Принятие такого решения обусловлено потребностью найти замену многострадальному ноябрьскому торжеству, несколько раз менявшему за последние годы своё название, но так и не вписавшемуся в современную российскую действительность. День битвы, произошедшей 4 ноября, как нельзя лучше, учитывая крайнюю нежелательность существенного переноса выходного дня в годовом цикле, подошел для этого. Более того, раньше этот день отмечался как всероссийский праздник в честь Казанской иконы Божией Матери. Иконы, находившейся в ополчении и ставшей символом победы. Прекращение празднования этого дня произошло только после событий 1917 года.

Мы только начинаем привыкать к этому празднику, и хочется, чтобы он стал для народов России не днём противостояния православной и католической церкви, не днём победы России над Речью Посполитой, а символом единения и возрождения нации. Нации, сумевшей побороть не столько внешних интервентов, раздирающих Русь на части, сколько внутренних врагов. Врагов в обличии Семибоярщины, готовой за личные блага продать свой народ иноземцам, царей-самозванцев, несущих с собой чуждое православной Руси вероисповедание и разорение, разбойников, использующих ослабленную государственность для своих корыстных целей. Это праздник возвращения традиций народа, победившего внутреннюю разобщенность и нашедшего в себе силы сплотиться перед лицом смертельной опасности, грозившей сказаться не только на дальнейшем развитии России, но и на самом факте её существования.

Статья опубликована в выпуске 4.11.2007
Обновлено 4.11.2007

Комментарии (61):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Ну вот, какой спор. А ведь спор между теми, кому Россия небезразлична. Жалко...
    Хотя итог спора, по-моему, мог бы быть и хуже. Или я что-то пропустила?

    Оценка статьи: 5

  • Давайте прекратим не нужный спор. Если кого обидел - приношу извинения.

    Спасибо за обсуждение.

    Высказывания в "тему статьи" по-прежнему приветствуются.

    Оценка статьи: 5

    • Не расстраивайся Алексей.

      Давай, Алексей. А ни кого и не обидел. Статья нормальная, сначала всё шло хорошо, пока кто то не вспомнил Советскую Власть и как при ней ему было комфортно, вот тут и началось, потому, что день то есть, а единства на Руси нет и не скоро будет. Просто это объективность, реальность и сколько не говори халва, халва, во рту слаще не станет.

  • Нет ни единения ни традиций.

    Вот Вам и пресловутое единение. Этого единения даже на форуме нет, ни то, что по стране.

  • Это цитата из работы Левашова Последняя ночь Сварога.

    Даже в названии народа заложено недоразумение. Всё для всех (включая и меня) является столь привычным, что мы не замечаем даже прямого оскорбления. Взять хотя бы слово русские. Кто-то может спросить, — в чём же может быть оскорбление назвать русских русскими?!
    читать дальше →

    Оценка статьи: 5

    • Людмиле Есиповой

      Ув. Людмила, т.н. русов не было и нет и Вы и подобные Вам сами выдумали. Насчёт слова русский - правильно, т.к.русскими были только князья призванные нами славянами княжить нами со дружиной. См. первый "уголовный кодекс" Ярослава Мудрого, там чётко подразделяется, типа, кто обидет русского (имелось ввиду варяга из дружины князя) или славянина - (имелось ввиду наших предков) и т.д. Так, что хотите этого или нет, а мы русские, т. е.чьи? (Князя из варяг, вот чьи). Всё остальное это героические мифы, всем охота иметь героев предков, а забыли, как наши князья Московские на коленях ползли 50 метров с хомутом на шее, что бы вымолить ярлык у Ордынского Хана. В теперешнем виде русские это конгломерат финско-угорско-татарско-мордвинско-чувашско-калмыкско-тюркско-марийско-удмуртско-вепсо-перьмякских народов. Вот кто мы. Ну и конечно капелька славянской крови надеюсь осталась. А историю себе нагородили и продолжаем городить в угоду правящему режиму.

      • финско-угорско-татарско-мордвинско-чувашско-калмыкско-тюркско-марийско-удмуртско-вепсо-перьмякских народов. Вот кто мы

        Потрудитесь аргументировать Вашу точку зрения, в противном случае я назову Вас лжецом.

        прошу все 11 утверждений

        Оценка статьи: 5

        • читать дальше →

  • "...Мы только начинаем привыкать к этому празднику, и хочется, чтобы он стал для народов России не днём противостояния православной и католической церкви, не днём победы России над Речью Посполитой, а символом единения и возрождения нации. Нации, сумевшей побороть не столько внешних интервентов, раздираемых Русь на части, сколько внутренних врагов. Врагов в обличии Семибоярщины, готовой за личные блага продать свой народ иноземцам, царей-самозванцев, несущих с собой чуждое православной Руси вероисповедание и разорение, разбойников, использующих ослабленную государственность для своих корыстных целей. Это праздник возвращения традиций народа, победившего внутреннюю разобщенность и нашедшего в себе силы сплотиться перед лицом смертельной опасности, грозившей сказаться не только на дальнейшем развитии России, но и на самом факте её существования..."

    Сначала рискну предположить, что слово раздираемых в контексте правильно должно быть написано как раздирающих...

    А по содержанию последнего абзаца выходит, что сейчас тот же самый истоический момент, только с поменявшими названия персонажами, готовыми за личные блага продать свой народ иноземцам... ну, и так далее...

    И получается такой парадокс, что администрация президента сама себе выкопала яму, учреждая этот праздник как праздник возвращения традиций народа, победившего внутреннюю разобщенность и нашедшего в себе силы сплотиться перед лицом смертельной опасности, грозившей сказаться не только на дальнейшем развитии России, но и на самом факте её существования...

    Вам осталось только сплотиться, говорит преступная современная власть, и победить не только внешних интервентов, но и внутренних врагов, то есть нас самоих, любимых... Вот ребята прокололись-то...

    Триста процентов правды!!! Респект и пять с жирным плюсом!

    Оценка статьи: 5

  • С праздником!
    Всем любви и радости!

  • Вот какой у меня вопрс возник по прочтении комментариев. А остальные праздники, те же советские, мы что идейно отмечали, или просто радовались допвыходному? Со смыслом праздновали только Новый год,День победы. Пасху почти формально пекли и в церковь ходили. Ну и 1 мая - весну славили, радость была.

    Оценка статьи: 5

    • Я не знаю склько Вам лет. Но раньше за невыход на сраное 1 мая или такое же 7 ноября можно было из комсомолов, а следовательно, из ВУЗа вылететь, зато давали 3 отгула за несение нетленных портретов, За вредность. Такая петрушка.

      • Комментарий

        Вы, Лаура, выдумываете! Мы с радостью ходили на демонстрации с шефским заводом, когда были школьниками и в студенческие годы . В наших колоннах были студенты из зарубежных стран. Мы веселились, пели, плясали. У меня хранятся фото с этих демонстраций. И позднее, когда ограничили количество участников демонстраций (заменили их не всеми желающими, а представителями коллективов) люди приходили в парткомы и профкомы и просили их включить в список участников демонстраций.

        • Михаилу Васильеву

          Михаил Васильев, да, Вы и такие как Вы, ходили с радостью, но Вами только и ограничивалось. Чему радоваться то было? КПиСС? Не надо расписываться за всю Россию. 7-го ноября для Вас революция, а для других бандитский, кровавый, жестокий и подлый переворот. Если Вы не привыкли задумываться о сути, а были зомбированы партией, которая сама себя провозгласила Умом, Честью и Совестью, и почему то внушала всем, что, народ и партия, якобы, едины, то это Ваше личное дело.

          • Лаура не выдумывала, а привела пример из собственной жизни. Так же, как и Михаил. И я могу засвидетельствовать. Да, я сама была участником процесса - ходила по требованию классного руководителя - в школе, комитета комсомола - в вузе. Ни отъехать куда в праздничный день: отбудь обязаловку - и свободен. Особенно это занятно было в случае, если студент сам из себя не местный - получалось, что в дополнительный выходной ему даже домой съездить не получается, все время на демонстрацию уходит.
            Традиция не мрет, несмотря на всякие политические события.
            Более того, моей дочери, было это три года назад, четвертную оценку за поведение снижали - когда я не разрешила ей идти образовывать "живой коридор". Есть такая традиция у нас на 9 мая - дети вдоль дороги выстраиваются с цветочками, по дороге идут гор. начальники, представители местного гарнизона, ветераны (ветеранов Великой Отечественной в массе уже на автобусах возят, так в колонне гонят ветеранов труда, детей политрепрессированных, афганцев... В общем, всех, кто более или менее стар или медали-ордена имеет. А я ребенка не отпустила - торчать на ветру, под дождем два часа.
            Слава Богу, что в церковь классами не гоняют еще...

            • Товарищ Васильев! Мы как будто в разных странах с Вами жили. Да не вы и ваши сотрудники ходили, а гоняли вас на эти парады комуняги. Улицы ментами и тяжелым транспортом перегораживали, чтобы сознательный народ не разбежался. Через оцепление было не проскочить. Мне это, еще ребенком была, всегда напоминало колонну арестантов. А народ с горя в колоннах уже водочкой побалуется, вот и пляшет. Куда ему деваться - конвой!
              Это Вы свою молодость любили тогда, свои веселые годы, а не их собачьи праздники. Психически нормальный человек не мог не видеть насилия над своей свободой. Идиотизма совейського.
              Вот этот самый первомай у нас в Чикаго зародился. Как демонстрация ПРОТЕСТА рабочих профсоюзов, а никак не праздник лизания задниц у слуг народа, стоящих на высоких трибунах. А 7 ноября надо бы траурное шествие пускать по убиенной на 70 лет России.
              А когда по Киеву 15 лет назад преступники погнали детей на Крещатик уже зная, что там 90 хиросим! Так что с праздничком Вас и 7 ноября и 1 мая.

              • Лауре Ли

                Да жили похоже в одной. Любили по разному… Вы боялись, а мы гордились. Да жестокое время было, бесчеловечное, но любили мы его и гордились полётами в космос, балетом, и победой в войне. А чем Ваше Чикаго гордиться может? Хоккейной командой с 30% русских? Бандитизмом 30-х? Первой демонстрацией? Или демократическими преобразованиями вашего Буша? Не трогайте то, чего не любите и что забыли. При всём моём уважении к вам поймите, что Россию может ругать Русский, а не чужак, считающий Чикаго своим. Своего ребёнка я могу наказать, могу ударить, но если чужой руку на него поднимет… Это ребёнка, а Вы на мать замахнулись.

                Оценка статьи: 5

            • А скоро и в церковь погонят... Когда она окончательно сольётся в экстазе с бандитами и "правителями"... Посмотрите какой у них экстаз в порыве страсти друг к другу!!!
              Я вт только причины всё никак определить не могу. Ну, с церковью-то, понятно. Усиление влияния - это и паства, и земли, и имущество, и прочие преференции...
              А вот чего семибоярщине нужно? Видать, зело грешны, что никак на церковных праздниках не замолят содеянное... А всё равно ведь зачтётся, тут от толщины и количества свечей ничего не зависит...

              Оценка статьи: 5

  • Какая традиция возвращается? Празднование конфессионального торжества, неуместное в многоконфессиональной стране?

    • А я написал, что это православный праздник?

      Я писал: Армия народного ополчения под руководством купца Кузьмы Минина и князя Пожарского, объединявшая представителей всех сословий, национальностей и конфессий

      Или Вы про фразу: чуждое православной Руси вероисповедание

      Так и тут все верно - Русь крестилась по православным канонам, и тогда она была именно православной - Московская Патриархия

      А законопроект был выдвинут Межрелигиозным советом России, и только потом был одобрен Московской Патриархией.

      Так что ничто не нарушает конфессиональность.
      И никто не мешает представителям других традиционных религий сделать тоже самое. Но ведь не сделают, а сделают – не пройдёт. А почему, это другая песня.

      Оценка статьи: 5

      • С момента учреждения и посейчас это - празднование Казанской иконе Божьей Матери, 22 октября по ст.ст.
        Народ Руси тогда, в начале 17 в., - и народ Российской Федерации сейчас, в начале 21 века - это такие две большие разницы. Тогда народ был весьма монолитен по религиозным установкам. Сейчас РФ - страна многоконфессиональная.
        Само явление Казанской иконы произошло в Казани, спустя некоторое время после завоевания Казани русским царем и поголовного "обращения" язычников и мусульман в православие.
        Вот именно об этом речь. Лишь для одной части народа РФ этот день - день прекращения гражданской войны. Для другой - для мусульман, например, - это день, в который им приходится вспоминать момент "завоевания", пору "обращения".
        Насколько странен этот праздник как государственный - осознают многие. Тому свидетельство - всевозможные опросы о том, что это за праздник, - этими опросами СМИ традиционно отмечает праздник.
        Речь не о том, что представителям прочих конфессий "никто не мешает". Речь о том, насколько непродуманным оказался акт учреждения гос. праздника - и насколько неоднозначно люди сейчас его понимают.
        А традиция, существовавшая при царе-батюшке, была - празднование именно Казанской иконе.
        Вы не писали, что это - православный праздник. Реальность такова. И до решения нынешней гос. власти, и после решения верующие идут в этот день в храм на праздничную службу. Иные - в храмы, посвященные этому празднику. Как бы ни пытались назвать день - он остается прежде всего праздником православным. Традиция-то именно такова.

        • С момента учреждения и посейчас это - празднование Казанской иконе Божьей Матери, 22 октября по ст.ст.

          Тогда и сейчас для верующих – да. Для атеистов (коих сейчас большинство), это День народного единства. А то, что светский праздник совмещён с религиозным, это плохо?

          Лишь для одной части народа РФ этот день - день прекращения гражданской войны.

          А должно быть для всего. Ведь в ополчении были и татары и удмурты, и чуваши, и марийцы, другие народы Поволжья, Приуралья.
          Гражданская война не может быть для одной части. Это беда для всех.

          Для другой - для мусульман, например, - это день, в который им приходится вспоминать момент "завоевания", пору "обращения".

          Я же не предлагаю праздновать день взятия Казани.

          Речь о том, насколько непродуманным оказался акт учреждения гос. праздника.

          Как раз напротив – очень продумано все было. Против были ТОЛЬКО коммунисты. Из за 7-го видимо.

          Конечно, можно было приурочить этот день и к другому дню – Бородинская битва или битва на Куликовом поле. Ну, больше по ряду других причин подошел этот.

          А что народ не знает что это за день, так здесь в том числе и СМИ виноваты.



          Я думаю, что возврат этого праздника независим от идеологии, независим от политических устремлений. Это событие огромного цивилизационного значения в истории России, которое сегодня занимает достойное место в нашей современной истории и становится достоянием современных поколений. Я думаю, что это будет справедливо, если наши государственные органы будут этому всячески содействовать. Во всяком случае, мы - историки - долгие годы недоумевали, почему это событие ушло в тень в течение десятилетий в истории нашей страны, в истории предшествующих поколений.

          Сахаров Андрей Николаевич, директор Института российской истории РАН, профессор, член-корреспондент РАН

          Оценка статьи: 5

          • светский праздник совмещён с религиозным, это плохо?
            Да, это очень плохо.

            • Так Вы и против Рождества?

              Спасибо за Ваше мнение.

              Оценка статьи: 5

              • Против - как гос. праздника.
                Алексей, религиозная жизнь, душевные ощущения верующего человека - настолько тонкая материя, что проблемы могут возникнуть на пустом, казалось бы, месте. Из бытовой свары возникает межнациональный конфликт. Из свиной тушенки - межконфессиональная драма.

                • В этом согласен полностью. Хотя, как и большинство жителей России не верующий. Хотя пытался изучать религии как философию и культуру

                  Кстати насчет статистики: в России 55% ВЕРУЮЩИХ. Вы согласны с этим? Можно доверять статистике?

                  Ответы на вопрос: Во что или в кого Вы верите? Ответы в % по данным всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ)

                  В Бога 55
                  В приметы 23
                  В некую сверхъестественную силу 16
                  В НЛО, инопланетян 7
                  В загробную жизнь 9
                  В гороскопы 10
                  В колдовство, магию 9
                  В переселение душ 6
                  В судьбу 42
                  В воздаяние за грехи 19
                  Во что-то еще 4
                  Не верю ни в какие сверхъестественные силы и явления 18
                  Затрудняюсь ответить 2

                  Оценка статьи: 5

                  • Статистике доверять можно, но надо знать, как был сформулирован вопрос. По разным опросам % формально верующих доходит и до 70 %. А когда вопросы задаются конкретно – о знании заповедей и символа веры (для христиан), постоянном соблюдении требований религии, ежедневной молитве, потребности в общении с духовником, соблюдении канонов религии, в том числе постов, исповеди и причастия и т.п., то процент верующих (теперь уже по-настоящему) опускается в районах проживания славяноязычного населения до 6-12.

                    Оценка статьи: 2

                    • Вот тут сижу вся простая и русская и вместе со всеми - и в Пасху и Троицу. И как-то недоуменно мне госпарздники справлять. Любые. Кто кому когда козу сделал? Какие ляхи- лже-димки-мазепы, горбачи? Возня предательская. Пол-истории России. Под кого не ложилась! Главное, веру сохранила. Для меня в этом Россия. Так я и здесь в русские храмы хожу. А вот как меня матушка воспитала, по православному чину, так я себя русской и считаю. И сегодня меня Игорь Абрамов навтыкал, что Дмитриевский родительскикй, стыдно стало и на кладбиище побежала. А хрен ли эти госпраздники. Что нас русскими держит - вера, а иначе лимоновцы с их лимоновскими праздниками
                      ( если дорвутся), яблоковцы, единороссийцы. Ельцин пяьный у алтаря, Путин, чекист у икон. Не, ребята, пардоньте. Нас православие русскими держит. В большом понятии России. Не важно где живешь, Я на Аляске такх русских видала, почище, чем в исконно руских городах.Как я это понимиаю. В иноческом подвиге, в Сергее Радонежском, в Серафиме Саровском. В Лавре Киевской. Мощами святыми. Церквями намоленнымии. Бабками в уголках церкви, калеками на папертях. Крестным ходом. Звоном. Когда здороваются словом " здравствуй". И на Пасху христосуются. А 7 ноября и 1 мая народ уже выкакал, слава богу. Вот еще День конституции паскудный, которой нет и не работает. Что устроили в январе - 10 дней пьянки повальной!. Это на божий праздник! Народ пить начинает с 31 по 10 января. Разве так надо? Государство пытается вклиниться в исконно русский праздник и себя с Казанской идентиифицировать? Куда уж наглее. Ничего, Казанская еще не то видела. Извините за эмоции. Укололо.

                      • Не переживайте!
                        Начинаючи праздновать 7 ноября - пили, как в старину на Казанскую. А теперь на Казанскую пьют так, как совсем недавно - на 7 ноября, только что на демонстрацию не ходят.
                        Так некоторые ходят! Коммунисты 7.11, кажись, у памятника Ленину соберутся. Поголосят - и, подустав, померзнув, - к столу, к водочке, традицию соблюдая.
                        Вся-то беда в том, что не Россия "под кого не ложилась", а в том, что РПЦ всячески пытается встроиться в госсистему. Оттого стоят чиновники перед иконами, оттого крестами обмахиваются.

  • Интересно много таких, которые именно празднуют, а не рассматривают этот день, как дополнительный выходной

  • Хорошо когда есть такой праздник с таким смыслом, чем его не было бы вообще.

  • Эмоционально и возвышенно.
    Все не так просто, как кажется.
    Реально 22 октября были небольшие бои, поляков вытеснили из Белого города, но не больше. Штурмовать Кремль тогда даже не пытались. В Кремле вместе с поляками сидели и русские бояре, которые пригласили на царство польского королевича и присягнули ему. Недоросль Романов, будущий царь, был с ними. Впоследствии польский король обоснованно считал его своим вассалом. После капитуляции поляков, бояр не тронули - это серьезная ошибка Пожарского. Дождавшись роспуска ополчения, они устроили выборы царя, остановившись на кандидатуре Романова. Во время выбора Романова Пожарский был блокирован у себя в усадьбе. В воюющей стране избирают мальчишку, за которого сначала правили бояре вместе с его матерью, а затем и отец, вернувшийся из Польши. Война продолжалась еще долго, причем не столько с внешними врагами, сколько с различными шайками и бандами, которые наводнили страну. О каком единстве можно говорить?
    А празднование иконы Казанской божией матери было установлено Михаилом Романовым в 1649 году в ознаменование рождения своего сына, а также в честь победы над поляками в целом (не применительно к 22 октябрю). Почему для этого праздника было выбрано 22 число - ни церковь, ни ученые все-то аргументированно объяснить не могут, так как тот день ничем особо не отмечен. В лучшем случае ссылаются на видение в ночь на 22 октября находившемуся в плену архиепископу Арсению.

    Оценка статьи: 2

    • Ой как не просто...

      Реально 22 октября были небольшие бои, поляков вытеснили из Белого города, но не больше.

      Я написал "взяли Китай-город" и не больше

      Кремль тогда даже не пытались. В Кремле вместе с поляками сидели и русские бояре, которые пригласили на царство польского королевича и присягнули ему

      Верно. НО
      при условии сохранения независимости Руси, сохранении православия, более того, крещения Владислава по православному обряду.

      Недоросль Романов, будущий царь, был с ними. Впоследствии польский король обоснованно считал его своим вассалом. В то время сын боярина Федора Романова был выгоден всем и полякам, русским, боярам. дворянам. Нужно было единовластие и Московская Русь его получила

      О каком единстве можно говорить?

      Это был первый шаг к окончанию гражданской войны и единению.
      Историки спорят о 4 ли ноября? а вот 22 октября по старому стилю никто не предаёт сомнению.

      А празднование иконы Казанской божией матери было установлено Михаилом Романовым


      "27 ноября ополчение Трубецкого сошлось к церкви Казанской богородицы за Покровскими воротами, ополчение Пожарского — к церкви Иоанна Милостивого на Арбате и, взявши кресты и образа, двинулись в Китай-город с двух разных сторон, в сопровождении всех московских жителей"

      Про дату
      " Наконец 22 октября козаки пошли на приступ и взяли Китай-город" Соловьев С.М.

      Но не смотря на это, я согласен - дата выбрана, но что это меняет? Есть символ единения и от дат он не меняется.

      Спасибо за внимание к статье.

      Оценка статьи: 5