• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Ольга Князева Профессионал

Раннее развитие детей. Чем может быть полезна методика Масару Ибуки?

Думаю, многих потрясли кадры, показанные по новостным каналам о землетрясении в Японии, и все заметили, как стойко, организованно, по-человечески японцы перенесли выпавшее на их долю стихийное бедствие. Вспомните, к примеру, как россияне ведут себя в экстремальных условиях. Почему такая большая разница в поведении? Ответ лежит на поверхности — все дело в сложившейся системе воспитания детей.

Поэтому хочу поделиться с вами полезными советами Масару Ибуки — основателя корпорации «Сони», который написал книгу «После трех уже поздно», прекрасно осознавая огромную роль именно раннего развития детей. Представить себе автором подобной монографии кого-нибудь из российских олигархов пока, согласитесь, сложно.

Масару Ибука — гениальный человек, добившийся успеха и славы своим трудом, занимаясь исследованиями в области детской психологии, пришел к однозначному выводу: маленький ребенок обладает потенциалом для развития широкого спектра способностей в возрасте до трех лет, потом это сделать значительно труднее.

Соответственно, пуская на самотек процесс образования, родители лишают ребенка впоследствии прочной основы для успеха в жизни и возможности изменить мир к лучшему.

Почему нужно заниматься ранним развитием ребенка?

Современные исследования показывают, что развитие клеток головного мозга к трем годам уже завершено на 70−80 процентов, поэтому закономерно родителям направить свои усилия на раннее развитие детского мозга до трехлетнего возраста.

Основной целью раннего развития является не воспитание гениев (хотя по данным опросов, среди Нобелевских лауреатов многие обучались по методике Глена Домана — развитие с рождения математических способностей и раннее обучение чтению через демонстрацию специальных карточек), а возможность дать ребенку такое образование, благодаря которому он будет обладать глубоким умом и здоровым телом, будет смышленым и добрым.

Подробный анализ ранних лет великих людей свидетельствует о том, что заложенные с рождения таланты развиваются максимально при благоприятных условиях получения прекрасного образования, созданных для ребенка в детстве родителями. Если же новорожденный воспитывается в чужой по природе среде, то вопреки распространенному мнению — ребенок, рожденный человеком, не становится человеком.

Известны случаи воспитания детей животными, и, несмотря на последующее их обучение людьми, дети-маугли остались полулюдьми-полуживотными, так как был упущен сензитивный период для развития человеческой речи, мышления.

Кроме того, замечено, что в случае целенаправленного воспитания детей, рожденных с ограниченными возможностями, они по результатам своего развития значительно опережают здоровых детей, с которыми не занимались ранним образованием. Разница такая большая, что изумленные педагоги, в частности Мария Монтессори, разумно задают вопрос родителям: «Что же надо делать с обычными детьми, чтобы мои бедные малютки их перегоняли?»

Таким образом, раннее развитие не предполагает насильственного обучения младенца различным знаниям и умениям, главное — введение нового опыта вовремя, для развития безграничных потенциальных возможностей, чтобы сделать ребенка счастливым.

Ни один ребенок не рождается ни дураком, ни гением — все зависит от личного опыта познания в период роста мозговых клеток (приблизительно до семи лет).

Самый важный период — первые три года жизни, в которых многое зависит от усилий и терпения родителей, их готовности к помощи своему ребенку в получении необходимого образования.

Каждый ребенок может учиться хорошо, все зависит от метода обучения. Найдите подходящий для вашего ребенка ключ к успеху.

Принципы Масару Ибуки

В первые годы жизни с ребенком надо быть и строгим, и ласковым, уважать детское «я». Невмешательство родителей по представлению «он еще маленький, поэтому ему можно все», а затем давление и предъявление требований в более позднем возрасте может лишь погубить талант ребенка и вызвать в нем сопротивление.

Ребенок обладает замечательной образной памятью, и нужно ему давать материал для запоминания, окружая лучшими предметами искусства и тем, чем бы вы хотели, чтобы он в будущем знал.

Взрослые понятия «хорошо» и «плохо», «трудно» и «легко» не годятся для маленького человека. Для него все одинаково ново и интересно.

Мозг ребенка может вместить безграничный объем информации, в частности, освоить несколько иностранных языков. Сколько сил и энергии малыш при этом затратит, вас не должно беспокоить, так как ему совершенно нетрудно выучить то, что его интересует. Родителям следует знать, что многие навыки невозможно приобрести, если не усвоить их в раннем детстве. Исследования доказывают, легче и лучше в младшем возрасте дается изучение иностранных языков, развитие музыкального слуха (представить гармоничное развитие ребенка без музыки просто невозможно — уже пятимесячный малыш вполне может оценить творения Баха), формирование физических способностей — координации движений, чувства равновесия (к примеру, новорожденные чувствуют себя в воде комфортнее многих взрослых).

Главное влияние на ребенка оказывает его окружение, а не гены, поэтому так отличаются друг от друга близнецы и дети одних родителей. Часто спрашивают: «Мы воспитывали одинаково, а дети — совершенно разные. Почему?». Японская поговорка гласит: «Из луковицы не вырастет роза». Но проблема здесь не столько в генах, сколько в окружающей среде, созданной родителями, и жизненном опыте ребенка.

По сей день мы усложняем детям жизнь, считая, что рано прививать им те или иные навыки, тем самым упуская наиболее благоприятное для обучения время. Любое влияние на ребенка в раннем детстве оставляет в его душе неизгладимый след на всю жизнь, в частности, впечатления раннего детства определяют его дальнейший образ мыслей и поступков. И задача родителей — позаботиться о том, чтобы это влияние было благотворным.

Статья опубликована в выпуске 29.05.2011
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (45):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Как исправить оценку? Хотела поставить "пять", почему-то поставилась единица... И не могу исправить...

    Оценка статьи: 5

  • очень интересная статья и для меня очень даже кстати,моим деткам 4 и 2 года, но я не разу не слышала о Домане.Спасибо за полезную статью!

  • Ольга Князева, в целом с Вашей статьей согласен. Только вот по поводу Нобелевских лауреатов и выдающихся спортсменов... Встречались ли Вам когда-нибудь имена конкретных ученых и спортсменов, воспитанных по Доману? Я такой информации найти не смог. Было бы очень интересно.

    Оценка статьи: 5

  • Вячеслав Озеров Вячеслав Озеров Профессионал 6 июня 2011 в 00:42 отредактирован 6 июня 2011 в 00:54 Сообщить модератору

    Для всех, интересующихся темой "ранее развитие"и что это: миф или реальность, начинаю публикацию статей. См. на моей странице первую статью -"Раннее развитие. Что про это писал Масару Ибуки? Мифы и реальность."

    Оценка статьи: 2

  • Ольга Князева, Живем в Америке. Сыну 4 года, пошли в садик с громким названием "Детская академия", плата за него просто академическая. Хорошо, что садик оборудован видеокамерами и я видела, что дети мало того ничем не занимаются, а воспитатели пьют постоянно кофе просто наблюдая за тем, чтобы дети просто не убились. Ни занятий, ни чтения книг, не говоря уже о каком-то детском творчестве. Через неделю забрали ребенка оттуда. Нашли садик по методике Монтессори, привели его туда и остались. Удивила дисциплина и добрая строгость. Именно там мой неугомонный малыш стал внимательно слушать воспитателей. Да и в языковом плане чувствуется прогресс, ведь я дома занимаюсь с ним русским и по-русски. А в садике он изучил алфавит, цифры, формы, цвета, начал писать по-английски, стал считать по-испански и все это за полгода! Девиз данной школы: " Вначале дело, потом развлечения". Ребенок становится более самостоятельным. Кстати, на мой взгляд, занятия с ребенком должны быть обызательно постоянными, так же как и награда за успехи.

    Оценка статьи: 5

  • Георгий Шаликиани Георгий Шаликиани Читатель 4 июня 2011 в 09:24 отредактирован 4 июня 2011 в 09:25 Сообщить модератору
    Масару Ибуки далеко до моей прабабушки

    Моя прабабушка (мать шестнадцати детей кстати) советовала, что ребенка, воспитывать надо от рождения и до...... пока поперек кровати умещается. Т.е. получается где-то около трех лет.Потом, его никто перевоспитать не сумеет.
    Может и не надо ребенка третировать музыкальными уроками вкупе с репетиторством по иностранным языкам, но привить тягу к познаниям, интерес к физическому труду и т.д. необходимо, чтобы не вырос из сына свин.

    Оценка статьи: 5

  • Ольга Князева,
    и как педагог,и как женщина ,воспитавшая троих детей.целиком Вас поддерживаю.Практические результаты раннего развития и применение методики опережающего развития вижу и на своих,уже взрослых детях,и на учениках.
    По поводу ментальности- не могу не присоединиться к грустному мнению.
    Только слепец не видит этого.Почему-то падает стоимость жилья в кварталах, где начинают селиться русские(((

    • Тамара Давидова, Спасибо за поддержку. А то у меня создалось впечатление, что большинство ярые противники раннего развития, хотя многие имеют лишь поверхностное представление о том, что это такое, либо путают понятия.
      Видеть недостатки народа, не означает не быть патриотом. Просто кто- то хочет быть голым королем, а кто- то честно признается. Но разве можно решить проблему, не признав ее существование?

  • Ольга Князева, вашему малышу все интересно потому что он МАЛЫШ! Ребенок начинает себя ощущать личностью где-то в 2,5-3 года, ранее его "Я сам" вызвано лишь интересом. Впечатления раннего детства определяют его дальнейший образ мыслей и поступков не совсем согласна. Вы сейчас так уверены в успехе методики, потому что ваш малыш еще совсем мал. Вот подрастет и его интересы и взгляды могут резко измениться. Из личного опыта могу привести множество примеров. Про музыку, так это отдельный разговор. Я ценитель классики, но и от современной музыки не отворачиваюсь, и пока дочь была маленькой старалась привить ей любовь к высокому искусству. Но вот прошло время, и моя дочь мне сказала: " Мама, тебе что, навится эта музыка?А мне нравится спортивная (т.е. ритмичная, быстрая, да с басами)"
    Про карточки я так и не поняла в чем фишка. Разве чтение книг, рассматривание картинок в них не является ранним развитием? Только уже поэтому можно учить стихи, выучить буквы, отвоить счет, различать все цвета до полутонов и т.д.

    • Анастасия Хрестинина, Вы правы, малышу все интересно, вопрос в том, как этот интерес сохранить и поддержать. Методики раннего развития с помощью похвала и порицания помогают это сделать, как и создать стимулирующую среду для развития потенциальных способностей ребенка.
      Ваш пример про музыку не противоречит методикам раннего развития- Вы привили потребность к музыке, развили музыкальный слух, а уж вкусы дело личности и времени.
      Успех для меня не цель, а сам процесс и результат я вижу наглядно в хорошем настроении ребенка, в его активном стремлении узнавать окружающий мир. И поддерживаю ребенка в его начинаниях, слушаю его, а не себя и свои амбиции. Мне хочется, прежде всего, чтобы у ребенка было счастливое детство.
      Про методику Домана, могу в личку Вам скинуть информацию, если интересно. Но как, впрочем, и везде есть недостатки, поэтому без синтеза не обойтись.
      Отечественные наработки есть, но так как педология была долгое время под запретом, заграницей достигли больших успехов в изучении раннего развития ребенка.
      Сегодня дети уже в первом классе не хотят учиться и предпочитают уходить в виртуальный мир, где от их мнения все зависит, потому что сейчас мало родителей, которые любят детей, а еще меньше их уважают.
      Вопреки мнению, что нынешние подростки продукт раннего воспитания, это не так. В школе я работала с одаренными детьми - мой выпускник три раза был победителем Всероссийской олимпиады по истории России, а его мама и бабушка занимались с ним с детства.
      И другие примеры свидетельствуют об этом.

      • Ольга Князева, вы все правильно говорите мало родителей, которые любят детей, а еще меньше их уважают Вот с этого и нужно начинать. Никакие методики не помогут, если нет любви и уважения, нет ценности. Не важно как вы развиваете своего ребенка, по какой-то методике или без.
        Примеров я могу привести множество, и все они основаны на личном опыте. И поэтому могу сказать, что ни к чему нельзя сохранить интерес, это было бы не нормально. Человек должен развиваться всесторонне. И любовь к чтению в раннем возрасте не гарантирует любви к чтению в будущем - это факт!
        Для себя пришла к выводу, что лучшего раннего развития чем книги нет. Но это опять же до определенного возраста.
        Карточки специально в интеренете посмотрела. Но чем они лучше? Вот они разложены на полу, а книгу можно полистать, просто так даже не читая. Вот под картинкой написано жираф, но ведь давно известно, что в стихах дети воспринимают и запоминают информацию гораздо лучше. Поэтому не вижу преимущества этих методик. Тем более, раз уж вы заговорили о менталитете, его тоже нужно учитывать. Что подходит одним, не подойдет другим.

        • Ольга Князева Ольга Князева Профессионал 31 мая 2011 в 09:53 отредактирован 31 мая 2011 в 10:04 Сообщить модератору

          Анастасия Хрестинина, Книга - это важно, но ведь Вы сами говорите о всестороннем развитии личности? И еще принято у нас говорить о гармоничном, но что делать если " однобокий" ребенок - ничего его кроме хоккея не интересует, зато он хорошо в него играет, много знает об истории игры и строит себе успешную карьеру в спортивной сфере, для дачи интервью замечательно владеет английским? Наши " традиционалисты" просто зачастую замучают такого ребенка. Понимаете в чем дело, гармоничной личностью человек может быть не сообразен нашим представлениям, неважно на чем основанным - психофизиологии, возрастной психологии, педагогики или личном опыте, что он и швец, и жнец, и на дуде игрец, а быть самодостаточным, реализовавшим свой потенциал. Это мое мнение. Навязывание добра приводит к злу, потому что кроме самого человека знать доподлинно, в чем его смысл жизни, что для него добро не может никто. В раннем детстве проводником желаний для ребенка является мама, но роли отца в воспитании ребенка никто не отменял.
          А то вот разговоры в пользу бедных, с уничижительным отношениям к матери ребенка, называя нас " мамашами", а всех детей " с отклонениями"- я просто в восторге от " традиционистов". Если мама желает добра своему ребенку она ищет пути ему помочь ( все сделать самому), выбирая раннее развитие, то это несомненный плюс - так как она занимается с ребенком, уделяет ему внимание, а не надеется на то, что прийдет великий специалист и все сделает за нее или как- то в ребенке само все разовьется...
          Из высказывания Заслуженного учителя России ( за кулисами):" если дети не нужны своим родителям, то кому они вообще нужны?"
          Анастасия, конечно, никто не спорит с тем, что нужно учитывать особенности менталитета. Но не использовать мировой опыт в области раннего развития, согласитесь, глупо, особенно зная, что России из 129 стран в мире оказалась на 62 месте по потенциалу человеческого развития...

          • Ольга Князева, хоккей - это уже другая история, здесь однозначно нужно поддержать ребенка в начинаниях. Причем даже если ребенок не станет выдающимся спортсменом, олимпийским рекордсменом и т.д. Но это уже не раннее развитие.
            А по методикам, так я не против, но и как-то не ЗА. Все-таки настораживают они меня...

            • Анастасия Хрестинина, И правильно настораживают. Любого разумного человека все, что касается воспитания, здоровья его ребенка должно настораживать. Но у родителей и у детей также должен быть выбор, как лучше развиваться и прожить детство счастливо. А раннее развитие расширяет горизонты воспитания и показывает пути понимания своего ребенка.
              Кстати, одобренная Минобраз федеральная программа дошкольного развития " шедевр" педагогической классики называется
              " здравствуй, детство!" - вот где родителям нужно насторожиться, а не ждать что кто- то за них это сделал - подумал о благе их малыша...
              А занятие хоккеем - было раннее развитие, так как мальчика на коньки в два года поставили, а до этого он ходил к папе на тренировки и соревнования - смотрел, подражал.
              Развитие ребенка с рождения и до семи лет обычно и считают ранним.

  • Вячеслав Озеров Вячеслав Озеров Профессионал 29 мая 2011 в 22:31 отредактирован 30 мая 2011 в 21:31 Сообщить модератору

    Меня не удивило бы, если эта статья вышла бы из под пера рекламного агента каких нибудь курсов "РАННЕГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ" - надо же как то привлекать лохов, что бы несли денежки. Но когда это пишет педагог и психолог, да еще мама недавно родившегося ребеночка, то мне становиться страшно за малышей, которых будут "развивать" по этим рекомендациям.
    Хотя, я ни чего не имею против Масару Ибуки.

    Но по порядку:
    Хочется узнать, что автор понимает, под "РАННИМ РАЗВИТИЕМ"и почему вдруг оно стало так необходимым в России в современное время? Раньше, что, его не было, или его не знали, или не использовали, или не...?

    Уважаемый автор, нельзяли узнать где Вы нашли "Современные исследования", которые указывает на то, что надо "закономерно родителям направить свои усилия на раннее развитие детского мозга до трехлетнего возраста"? Только на основе чтения Масару Ибуки?

    "Маленький ребенок обладает потенциалом для развития широкого спектра способностей в возрасте до трех лет, потом это сделать значительно труднее" - интересно на какой это научной базе или жизненном опыте воспитания детей, автор сделал такое глубокомысленное заключение?

    Согласен, что "представить гармоничное развитие ребенка без музыки просто невозможно", но не знал, что "уже пятимесячный малыш вполне может по достоинству оценить творения Баха". А как Вы это узнали?

    Есть роженицы, которые, считая, что "новорожденные чувствуют себя в воде комфортнее многих взрослых", предпочитали рожать в воде. Правда, не всегда удачно.

    "По данным опросов, среди Нобелевских лауреатов многие обучались по методике Глена Домана – развитие с рождения математических способностей и обучение чтению через демонстрацию специальных карточек" - интересно, где это автор нашел такие данные опросов?

    "в случае целенаправленного воспитания детей, рожденных с ограниченными возможностями, они по результатам своего развития значительно опережают здоровых детей, с которыми не занимались ранним образованием" - как человек, занимающийся более 25 лет целенаправленным воспитанием "детей, рожденных с ограниченными возможностями", заявляю, что данный тезис, ни какого отношения к раннему развитию (особенно до 3-х летнего возраста),не имеет. К ребенку с "ограниченными возможностями", надо относится и воспитывать его так же, как ребенка без "ограниченных возможностей", но с учетом функциональных нарушений, имеющихся у ребенка.

    На личном опыте, на опыте других родителей могу сказать - хороше, если ВРЕД, который нанесут своим детям родители, активно использующие всякие методы "раннего развития", типа: "учим считать", "говорить по английски" (китайски, арабски..), "читать с пеленок (с 1 - 2 - 3... лет)или "идем в школу с 4 (5,6) лет" и т.п., приведет только, к нежеланию учиться в школе.

    На сайте автора сказано: "Очень хочу помочь вам, уважаемые родители, воспитать счастливых, здоровых и успешных детей" - разрешите не поверить Вам, в том, что Вы можете это сделать - "помочь". Даже я, имея 36 летний успешный опыт воспитания пятерых детей (два своих и три пасынка), из них трое с функциональными нарушениями, 23 летний опыт работы по социальной реабилитации детей в различных семьях, очень осторожно даю разные рекомендации по воспитанию детей, особенн в раненем возрасте.

    "Любое влияние на ребенка в раннем детстве оставляет в его душе неизгладимый след на всю жизнь"- Что верно, то верно. Поэтому родителям, страждущим "раннее развитие" своего ребенка, не плохо бы знать, что каждому возрасту свои цели, задачи и способы их решения. Не навреди.

    Оценка статьи: 2

    • "Даже я, имея 36 летний успешный опыт воспитания пятерых детей (два своих и три пасынка), из них трое с функциональными нарушениями, 23 летний опыт работы по социальной реабилитации детей в различных семьях, очень осторожно даю разные рекомендации по воспитанию детей, особенн в раненем возрасте".

      Да нет, вы просто давите везде, продавливаете своё личное мнение о вреде раннего развития...

      Может, вам платят те, кому не нужны умные дети в современной России? )) Шутка. Вызванная вашим заявлением про "рекламу для лохов".

      Оценка статьи: 5

    • Ольга Князева Ольга Князева Профессионал 29 мая 2011 в 23:43 отредактирован 29 мая 2011 в 23:48 Сообщить модератору

      Вячеслав Озеров, Вы имеете право на свое мнение, как и я на свое. Если Вы считаете, что изучение и использование методик раннего развития является вредом и нужно лишь для сбора денег, то мне, действительно, сложно говорить с Вами на одном языке. Но я попробую.
      Было ли раньше раннее развитие - разумеется было, да и методика Ибуки возникла еще в прошлом веке. Однако вопрос состоит не в том, что было или не было, а в том, что ребенку нужно и интересно сегодня. Вот Ваше негативное мнение явно основано не на психологических исследованиях, как приведенные мною данные, смотрите исследования Ибуки " После трех уже поздно" ( зайдите на сайт раннего развития, википедию, психологические журналы по возрастной психологии загляните). Извините, но нежелание учиться в школе возникает из- за неправильности раннего воспитания и обучения или его отсутствия.
      Родители зачастую просят конкретных советов и не думают сами, не учитывают индивидуальные особенности своего ребенка - оттого и перегибы. А дети, с которыми вовсе не занимались разве успешны в школе?
      Вы отрицаете опыт, скажем, Монтессори, которая доказала важность раннего развития, особенно для детей с ограниченными способностями?
      Мне кажется, Вы не понимаете смысла раннего развития - это не воспитание гениев и лидеров, спортсменов, а в удовлетворении элементарной потребности ребенка узнавать все новое, так почему ему не давать самое лучшее? Почему не научить рисовать, читать, писать, музицировать, если ребенку это нравится и ему это дается легко?
      Из- за собственных, порою ограниченных представлений о возможностях развития ребенка? Никто же не говорит о насилии над личностью малыша и жестоким впихиванием в него массы информации.
      Поверьте, если бы Вы занимались ранним развитием со своими детьми - увидели бы радость и счастье в глазах детей при каждом занятии, так, мой сынуля сам просит с ним позаниматься по карточкам Домана.
      Есть научно доказанные факты о развитии мозга. С чем Вы спорите или за 23 года работы в области педагогики так и не узнали этого?
      Если я говорю о своем желании помочь - оно искреннее, и неважно верите Вы в это или нет- судите по себе, понимаю.
      Я не даю готовых советов, а делюсь информацией, размышлениями и всегда обращаю внимание родителей на то, что любая даже самая полезная методика воспитания превращается в зло, если они не подумают сами и не соотнесут ее с нуждами ребенка!
      Так что заповедь не навреди нужно соединить с помоги. Помоги ребенку быть готовым к жизни по мере его личного роста - если ребенок хочет в два года кататься на коньках - почему ему не купить коньки и не позаниматься? Если желание ребенка не поддержать, сказать ему: " подожди пока повзрослеешь"- вот тогда и желание учиться в школе пропадает, что сейчас мы и видим повсеместно в школе.
      Вы говорите, что сами не даете рекомендаций, читая Ваш комментарий понимаешь, верно - антирекомендация.
      Жить старыми представлениями и бояться чувствовать своего ребенка, его желания - что ж Ваш выбор.
      Увы, Вам и Вашим детям я не смогла помочь, а жаль...

      • Вячеслав Озеров Вячеслав Озеров Профессионал 30 мая 2011 в 01:00 отредактирован 30 мая 2011 в 08:27 Сообщить модератору

        Ольга Князева, из Вашего пространного ответа, я так и не увидел ни одного ответа ни на один мой вопрос. С работами Ибуки, Монтессори и др. методиками раннего и прочего "опережающего" развития я знаком более 20 лет. Так же я хорошо знаком с работами по психологии и психофизиологического развития детей. В частности, ребенок может начать учиться по школьной программе не раньше 6,5 -7,0 лет. Это связано с тем, что только к этому возрасту заканчивается развитие лобных долей мозга человека. Если захотеть, то ребенок может начать считать, писать, "правильно" рисовать, чертить... в 4 года (могу привести в качестве примера семью Никитиных), но это будет не обучение, а дрессура, как животных в цирке.
        В методике и опыте Монтессори нет ничего такого, что доказало бы "важность раннего развития, особенно для детей с ограниченными способностями". Для ряда родителей, находящихся в шоке от проблем своего ребенка, она несколько экзотично привлекательна, поэтому и эффективна. Хотя обычными приемами и занятиями с детьми, имеющими функциональные нарушения, можно получить тот же результат, но это не так убедительно, нежели сказать: "Мы занимаемся по Монтессори" или по Вальдорской педагогики", или....

        Сегодняшний ажиотаж вокруг "раннего развития", с подготовкой детей к школе без учета возможности мозга ребенка, связан прежде всего с амбициями родителей, а не с реальными интересами и потребностями детей. Детям до 12 лет можно навязать без "насилия над личностью" любые "развивающие" занятия, но какова их польза? Надеть коньки можно и на годовалого, горные лыжи на трехлетку, покрутить на центрифуге - в пять лет, посадить за руль лимузина в двенадцать... - ведь ребенок "ПРОСИТ" (хочет)!

        При этом, я нигде не сказал, что с детьми не надо заниматься. Я против активного навязывания разных "развивающих" красиво называемых методик. Неужели в нашей стране не умели воспитывать детей?

        Кроме всего, я не плохо знаю русский фольклор и русскую пословицу : "Цыплят по осени считают". Так вот, сегодня могу четко считать своих "цыплят" и считать с +, как количественно, так и качественно. То же относится и к моим друзьям. Поэтому рад, что Вы не сможете мне "помочь".

        Оценка статьи: 2

        • Вячеслав Озеров, Лишь могу лишний раз заметить - мы говорим с Вами на разных языках. Поэтому и не поняли Вы написанного.
          Разница между нами в том, что Вы знаете как правильно и хорошо для ребенка, а я предпочитаю ориентироваться на индивидуальность малыша и создавать для него эффективные условия развития.
          И никто не бежит сломя голову за показной престижностью, главное - личность ребенка.
          И не вижу ничего плохого в том, что ребенок в игре, легко впитывает в себя знания, интересные ему, нежели перед подготовкой к школе его дрессируют, чтобы он был готов к школе.
          Понимаете, я вижу нежелание учиться в старшей, средней школе и даже начальной, поэтому обращаю внимание родителей на значимость раннего развития ребенка, чтобы он умел учиться, чтобы был подготовлен к школьной программе не за месяц до школы, а с раннего возраста, постепенно.
          И вообще, я не считаю, что мы учимся для школы, вуза, а для жизни.
          И здесь не может быть строгих сроков и рамок.
          Например, я с четырех лет читала, писала, считала. В шесть лет прошла собеседование в школу, но потом чиновники посчитали, ориентируясь на знания психофизиологии, что шесть лет слишком рано для школы и в итоге отправили в садик, где мне было очень скучно, слава Богу, родители занимались дома. Поэтому я считаю, что нужно лишь ориентироваться на возрастные нормы, но не делать ее притчей во языцех.
          Если Вы уже "посчитали своих цыплят", то могу Вас поздравить.

          • Вячеслав Озеров Вячеслав Озеров Профессионал 30 мая 2011 в 11:28 отредактирован 30 мая 2011 в 21:34 Сообщить модератору

            Ольга Князева, Ваша фраза: " Вы знаете как правильно и хорошо для ребенка, а я предпочитаю ориентироваться на индивидуальность малыша и создавать для него эффективные условия развития" - переводится на обычный язык как: "Я лучше Вас знаю своего ребенка, что ему надо и на что он способен".
            А кто спорит? Только не кажется ли Вам, что ошибки, которые можно допустить при воспитании ребенка, основываясь на своем понятии его "индивидуальности", а не на основе знания традиционной педагогики и особенностей психофизиологического развития человека, нельзя потом будет исправить. Ведь жизнь у человека одна.
            Любой образованный родитель легко может научить ребенка 3-4 лет читать, считать, писать, "восхищаться" полотнам передвижников и классической музыке. А заинтересовать своего ребенка этим не сложно - он полностью доверяет (до 12-14 лет) только Вам. Тем более в игре без серьезной нагрузки.
            А вот научить ребенка исследовать окружающий мир; не бояться его; обслуживать себя; уметь противостоять неблагоприятным воздействиям окружающей среды (например - климатическим); соответствовать по физическому развитию норме; научиться общаться; правильно говорить; слушаться; компенсировать индивидуальные "отклонения" в развитии (которые имеются практически у всех) и т.д. - это намного сложнее. Да и ребенку тут надо будет потрудиться.
            За свои годы воспитания своих детей, работы в социальной сфере, я слышался эту фразу не один десяток раз.
            Могу констатировать, что мамы, "хорошо знающих, что нужно их ребенку", в итоге так и не решили "свои задачи" в индивидуальном развитии ребенка. Сегодня очень жаль этих детей, наблюдая их взрослыми. Есть конечно и хорошие результаты, но это уже заслуга не мамы, а других родственников или обстоятельств жизни.
            Работая в социальной сфере, я узнал, что, за малым исключением, "самые плохие" родители, это педагоги и врачи.
            Одни знают как надо ребенка "развивать", но, как правило, это у них получается на чужих детях; а другие знают, как надо ребенка "защищать от болезней", но допускают тяжелые хронические болезни у своих. Сначала удивился, не поверил, а затем убедился в правильности этого наблюдения.

            Оценка статьи: 2

            • Вячеслав Озеров, Ну зачем же Вы так домысливаете мною написанное. Читайте так, как есть. Психофиологические знания не дают мне уверенности в том, что авторы сих публикаций знают лучше мамы, что нужно ребенку. Я не знаю, что хорошо для ребенка, а что плохо Пока Не спрошу его, не попробую с ним заниматься той или иной методикой. Что- то нам нравится, а что- то нет. Традиционные методики педагогики мною не оспариваются, но я и не считаю их догмой. Поэтому мне по нраву методика Ибуки, которая предполагает воспитание как творческий процесс, как поиск ответов, а не дает универсальных рецептов воспитания. Да, я уверена в том, что Нет готовых рецептов правильного воспитания и не может быть.
              Про Ваш вывод " самые плохие родители педагоги и врачи", судите и по себе тоже? Вы же, в отличие от меня, "посчитали своих цыплят".
              Не стоит мне прививать свой негативный опыт, Вы считаете, что идете правильной дорогой - так идите и не мешайте другим идти своим путем.
              Вы не привели ни одного стоящего аргумента против раннего развития. А Ваши опасения о том, как использовать различные методики не обдумав, не учитывая индивидуальность ребенка я разделяю. Так тоже самое мы видим с любыми подходами к воспитанию ребенка.
              Я видела прекрасные результаты детей, которые занимались с рождения плаванием - как , например, у девочки без одного позвонка все получилось, с помощью плавания она укрепила мышцы и была как все. У меня сын в удовольствием плавает в бассейне. Кстати Ваш пример про неудачные роды в воде с грудничковым плаванием странный. Может, дело вовсе не в неумении малышей плавать, а в непрофессиональной подготовке к таким родам. В Европе достаточно распространенны роддома, где прекрасно практикуют роды в воде.
              Дело не в методике, а в том как и кто ее применяет.
              И я не считаю неадкватностью, если родители ориентируются на
              потребности ребенка.
              И знаю, как успешны дети в школе и в жизни, когда с ними систематически и грамотно занимались родители в раннем возрасте, а то что мы сегодня имеем в современной школе и есть отчасти результат воспитания, сторонником которого Вы и являетесь.
              У меня не было и нет задачи Вам понравится, я высказала свое мнение и поделилась понравившейся мне методикой, которую успешно применяю и вижу счастливым своего малыша, а вот такие тормоза развития, как Норма - не норма, они мешают зачастую становлению личности.

              • Вячеслав Озеров Вячеслав Озеров Профессионал 30 мая 2011 в 21:23 отредактирован 30 мая 2011 в 21:37 Сообщить модератору

                Ольга Князева, в отличии от Вас, я ничего "не домыслил", к тексту, Вами написанному. Я конкретно высказался на основе личного опыта и наблюдений за развитием детей в других семьях, о так называемом "раннем развитии". Ваша же статья практически вся состоит из домыслов, не подтвержденных ничем, кроме Ваших воззрений на эту тему, но имеет глубокомысленные заявления типа: "современные исследования"; закономерности; "по результатам своего развития значительно опережают здоровых детей" и т.п.
                Очень страшно, что это пишет человек, заявляющий о себе, как педагог и психолог, и обещающий "помочь" другим родителям "воспитать счастливых, здоровых и успешных детей", но не вырастивший ещё ни одного своего ребенка, хотя бы до подросткового возраста.
                Молодая мама, не имеющая такого образования,обеспокоенная (по любой, иногда пустяшней, причине) будущим ребенка, и не нашедшая понимание у свекрови, матери или традиционных специалистов, и в силу недостаточного опыта, легко КЛЮНЕТ на Ваши статьи и, приняв пропагандируемый в них метод (способ, вид воздействия ...) за панацею, начнет активно внедрять его на своем ребенке.
                Вам не страшно за ребенка?
                Мне очень страшно, как за молоденькую маму, так и за её ребеночка! Я лично видел результаты таких "экспериментов". Жаль искалеченного детсва у таких детей. Обычно, такое детство очень плохо аукается во взрослом возрасте.
                А Ваше "успешное" применение на Вашем ребенке методик, понравившихся Вам, можно будет оценить не ранее чем лет через 12.
                Сегодняшний результат эксперимента по "раннему развитию", который провели Ваши родители на Вас, говорит только о том, что они заложили в Вас сремление быть всегда первой. И больше ни чего. А хорошо это или нет - рассудит время.
                Коснусь моего педагогического образования (второе высшее) - я его получил уже в 50 лет, когда приобрел достаточный опыт в работе с семьям, имеющих детей. Оно помогло мне систематизировать знания, приобретенные в практической работе. Свой же личный опыт и свои рекомендации по воспитанию незрячих детей (от 0 до юности), я опубликовал после того, как мой слепой сын стал успешно учиться в СПб ГУ.
                Относительно "девочки без одного позвонка", то, описанное Вами, ни какого отношения к "раннему развитию" не имеет. Честь и хвала её родным, врачам, тренеру, что нашли такой неординарный путь её реабилитации.
                В части того, что "имеем в современной школе", то без "раннего развития" выпускники поколений (40-70 г.г.): моих ст. братьев, моего, моих младших братьев, спокойно писали сочинения на выпускных и вступительных экзаменах, без калькулятора (с логарифмической линейкой) считали и решали серьезные математические, физические и др. задачи; знали наизусть многих классиков. Сегодня с "ранним развитием" выпускники не могут написать короткого письма, сосчитать сколько будет 70 на 3, прочитать текст длиннее рекламы, наизусть сказать больше 10 строк и т.д. Не маловажную роль в этом сыграла погоня за "ранним развитием" детей, ради амбиций родителей (в первую очередь мамаш).

                Оценка статьи: 2

                • "Сегодня с "ранним развитием" выпускники не могут написать короткого письма, сосчитать сколько будет 70 на 3, прочитать текст длиннее рекламы, наизусть сказать больше 10 строк и т.д."

                  И при чем тут раннее развитие? Вы хотите сказать, что ребенок, умеющий читать в три года, в 11 классе не сможет прочитать текст длиннее рекламы?

                  Если это ваши личные наблюдения, какая-то странная у вас выборка.

                  Оценка статьи: 5

                • Ольга Князева Ольга Князева Профессионал 30 мая 2011 в 23:27 отредактирован 31 мая 2011 в 10:18 Сообщить модератору

                  Вячеслав Озеров, Приведенные Вами примеры хорошего образования выпускников 40-70 годов подтверждают значимость раннего развития и важность окружения для воспитания личности. В детских садах с яселен занимались с детьми, а сейчас при переполняемости групп, и нехватке мест о каком развитии может идти речь? Живым бы, здоровым забрать. Вот приоритет заповеди: не навреди.
                  Судить по тому вырастила ли я собственного ребенка до подросткового возраста - из серии " я тебе не верю, что существует Марс, ты же там не был". Для чего тогда изучать педагогику и психологию, успешный опыт других людей?
                  И главное - я везде пишу о том, что Любая методика не является панацеей, в том числе, и мои взгляды. Поэтому мне не страшно за молоденькую маму ( Ваше " мамаши" категорически не приемлю) и ее ребенка. Больше нужно опасаться " всезнающих традиционных специалистов", вооруженных знаниями психофизиологии и не желающий искать индивидуальный подход и ориентироваться на личность ребенка.
                  Из десятилетнего опыта педагогической работы могу сказать, что ребята, с которыми родители занимались систематически, разумно, показывают отличные результаты. У них есть преимущество перед сверстниками, благодаря раннему развитию.
                  Вы заблуждаетесь, что нынешние выпускники продукт раннего развития, правильнее- продукт свободного воспитания и современного образования.

                • Ольга Князева Ольга Князева Профессионал 30 мая 2011 в 22:25 отредактирован 30 мая 2011 в 22:27 Сообщить модератору

                  Вячеслав Озеров, Прочитайте еще раз название статьи. Это не мои домыслы, а факты, написанные на основе изучения опыта Масару Ибуки.
                  Да, когда- то работали советские методы обучения, а теперь нет. Время меняется и нужно менять подходы, сохраняя лучшее старое и соединяя его с новым. Иначе где прогресс?
                  Вам страшно за меня и "молоденьких мамаш"? И что Вы делаете? Оскорбляете, откалываете в разумности мамам, которые не верят "гуру", а пытаются сами найти подход к своему ребенку и ориентируются на развитие его личности, а не на догмы, нормы возрастного развития. Причем никто их не отрицает, но не ставит во главу угла.
                  Мне, правда, странно слышать противоречивые взгляды
                  умудренного опытом человека, что раннее развитие не нужно.
                  И Ваши переходы на личность и даже выводы о воспитании моих родителей, говорят лишь в пользу того, что нет у Вас стоящих аргументов по поводу содержания статьи.
                  Есть лишь переживания, собственные комплексы, негатив - и все. Рада, что частично помогла Вам освободиться от него.
                  Плавание в раннем возрасте относится к методикам раннего развития. Вы явно путаете терминологию. Опережающее развитие - не тема моей статьи. Видно, сказывается второе высшее - Прочитайте работы Монтессори, например " Развитие потенциальных возможностей человека". Лучше поздно, чем никогда убедиться в том, что я писала не свои домыслы по вопросу о значимости именно раннего воспитания детей, особенно со специфическими потребностями.
                  Спасибо Вам за комментарии, они сосредоточили в себе все высказывания местных бабушек на улице, ругающих родителей за то, что полуторагодовалый малыш классно вместе с ними катается на роликах. Они способствуют мне в написании книги.
                  На сем позвольте поставить точку.

  • Ольга Князева, первое:почему вы считаете, что при катастрофе русские ведут себя хуже японцев? Второе: почему высчитаете что японские специалисты усугобившие природную катастрофу были воспитаны по Масару Ибуки, ни в сони не работали. втретьих: никто не спорит, что хорошее воспитание нужно в любом возрасте, в том числе и до 3 лет. вчетвертых: непонятно чем же лучше эта методика, чем лучшие российские.

    Оценка статьи: 3

    • Сергей Николаевич, Позвольте ответить по порядку на волнующие Вас вопросы.
      Первое- русские при катастрофе ведут себя хуже японцев - из собственного опыта. Я была бы рада, например, если в России все в случае нехватки питьевой воды выстраивались в очередь и спокойно ждали, когда им раздадут воду, а не устаивали драк, ругани. Если Вам повезло больше, и вы видели другие картины, в пользу русских, то могу Вам только позавидовать.
      Второй вопрос - явно не ко мне, нигде в статье я не утверждала, что японские специалисты усугубившие природную катастрофу были воспитаны по Масару Ибуки. Это плод Ваших домыслов и фантазий.
      Третье - вопрос не в споре, а в понимании значения раннего развития.
      Четвертое- про какие лучшие российские методики Вы говорите? Зайцева, Эльконина- Давыдова, Выготского или других? У меня не было задачи сравнить, если Вы хотите получить конкрентый ответ - неплохо было бы точнее сформулировать и сам вопрос.
      Мне методика Масару понравилась, так как она не дает готовых рецептов, не является узконаправленной, а показывает горизонты развития ребенка в раннем возрасте.

      • нигде в статье я не утверждала, что японские специалисты усугубившие природную катастрофу были воспитаны по Масару Ибуки
        Но вы и не говорили, что они воспитаны не "по Масару Ибуки".
        Меж тем, отмечая, как "стойко, организовано, по-человечески японцы перенесли выпавшее на их долю стихийное бедствие" - в противность российской реакции, вы, Ольга, выводите: "все дело в сложившейся системе образования детей". (в выделенном п/ж слове - ошибка, кстати)
        Неудачно выстроена аргументация. Обе группы людей - и "японские специалисты" из первой цитаты, и "японцы" из второй - были воспитаны по "сложившейся системе образования детей" (первую группу не из Чернобыля ведь в Японию забросили?). Более того, поскольку на станции работали люди возраста деятельного, допенсионного, логично предположить, что к ним как раз с большей вероятностью эта система раннего развития Судзуки-Ибуки применялась, начиная и с семьи, и с детского сада. А вот среди местного населения, демонстрировавшего организованность и стойкость, как раз были и люди пожилые, весьма пожилые.
        Все дело - не в "сложившейся системе образования детей", а в веками складывавшейся системе организации японской цивилизации. В национальном менталитете. Сколько бы карточек ни показывали российскому младенцу - воспитан (а не образован))) он в российской среде. А эта среда воздействует не только в младенческом возрасте (сравнить хотя бы двух братьев Михалковых))).
        по данным опросов, среди Нобелевских лауреатов многие обучались по методике Глена Домана – развитие с рождения математических способностей и обучение чтению через демонстрацию специальных карточек - смелое, но необоснованное утверждение. Доман начал свою деятельность в отношении здоровых детей примерно в середине 20 века. Нобелевская премия присуждается с начала 20-го века. Большинство нобелевцев к моменту их лауреатства - люди в изрядном возрасте. Так что во времена их раннего детства домановских карточек, домановских методик просто не существовало. Другое дело, что способности некоторых будущих нобелевцев их родителями, воспитателями были замечены с самого раннего детства - и эти способности могли быть целенаправленно развиваемы - в ответ на проявленный детьми интерес к определенным направлениям.
        Взрослые понятия «хорошо» и «плохо», «трудно» и «легко» не годятся для маленького человека. Для него все одинаково ново и интересно. - это неправда, и домановцы в этом убеждались не раз - на своих детях ))
        Масару Ибука – гениальный человек, добившийся успеха и славы своим трудом, занимаясь исследованиями в области детской психологии, пришел к однозначному выводу: маленький ребенок обладает потенциалом для развития широкого спектра способностей в возрасте до трех лет, потом это сделать значительно труднее. как известно, этот гениальный человек прославился отнюдь не занятиями в области детской психологии. Да он и не мог там прославиться, поскольку большую часть своей долгой жизни был занят совсем другим - дело делал. Одно дело - воспитывать сына-аутиста и привлекать при этом все возможные способы для стимуляции развития ребенка, совсем другое - быть исследователем в области детской или какой еще психологии.
        пятимесячный малыш вполне может по достоинству оценить творения Баха - это неправда и ничем не может быть обосновано. Ребенок может слышать музыку, может быть впечатлен музыкой, может выдать комплекс эмоций на музыку - но это не называется "по достоинству оценить", эту реакцию лабораторными методами можно заметить и оценить. Но - не "оценить по достоинству". В конце концов, как вы проверите, что пятимесячный малыш эту оценку дал? Ногами подрыгал, руками помахал, разрыдался под орган, как Лев Толстой под фортепьяно? Это не есть оценка. Это есть непосредственная реакция. Оценка предполагает анализ.
        Вообще при общем разумном посыле статья оставляет ощущение недоделанности, недодуманности.
        Понравилось: "многие навыки невозможно приобрести, если не усвоить их в раннем детстве" ))
        В целом за статью я бы больше 3 не поставила.

        • Люба Мельник, Поведение японцев результат и воспитания, и традиций, и метнальности. Никто с этим не спорил. А важность образования я лишь подчеркнула.
          Дальше необоснованные выводы и предположения сделали Вы. Додумывать и радоваться чужим ошибкам - конек, тоже, видимо, заложенный в раннем детстве.
          Масару Ибуки создал Японскую ассоциацию раннего развития и школу "Обучение талантов", также в связи с болезнью сына активно изучал методики воспитания, на основе чего и пришел к выводам о значимости раннего развития.
          Пример, в котором рассматривается положительная реакция ребенка на музыку Баха приведен им в книге: " После трех уже поздно". И я склона ему верить, так как у ребенка яркая эмоциональная реакция проявляется уже с трех месяцев и называется " комплекс оживления".
          Оценка предполагает сравнение и сравнивая разные мелодии и реакцию младенца делался вывод.
          А то, что воспитывает преимущественно среда, окружение - разве в статье не об этом?

          • Люба Мельник Бывший модератор 30 мая 2011 в 13:21 отредактирован 31 мая 2011 в 10:34 Сообщить модератору

            читать дальше →

            • Люба Мельник, Извините, если Вас как- то обидела. Просто читая Ваш комментарий, я почувствовала не просто помощь в исправлении ошибок, а упрек.
              Вы правы, у меня просто нет времени на шлифовку статьи, а выражение " оценит по достоинству" из книги Масару, вероятно, плохой перевод...
              Что я под этим понимала, я в комментариях объяснила.

              • читать дальше →

                • Ольга Князева Ольга Князева Профессионал 31 мая 2011 в 12:09 отредактирован 31 мая 2011 в 12:23 Сообщить модератору

                  Люба Мельник, Учту Ваши замечания.
                  А по поводу вопросов - я только за то, чтобы мать проводила с ребенком время, но раннее развитие и роль надоедливого учителя -это разные вещи. Если родитель учится у ребенка, совместно с ребенком, и методики раннего развития помогают малышу узнавать мир, свои возможности, себя, то почему бы не использовать их?
                  Сын в шапочке, так как для снимка мне нужно было, чтобы он был в ней. Присмотритесь, шапочка - подарок от "Либеро".
                  А так в помещениях с рождения шапочки не одевала, несмотря на советы педиатра старательно кутать ребенка, чтобы ему лучше спалось...
                  Чтение книг в детстве - это раннее развитие, хотя многие, в том числе и Лупан в книге " Поверь в свое дитя" настаивает, что это не раннее, а своевременное развитие. Мозг человека развивается примерно до семи лет и закономерно заниматься с ребенком в этом возрасте, а уж чем и как - выбор ребенка и его родителей.

  • Я не поняла, почему близнецы вырастают разными, при одном и том же воспитании? Один жёсткий, другой мягкий. Один гуманитарий другой доктор тех. наук.

    Оценка статьи: 4

    • Татьяна Варта, спасибо за Ваше внимание к данному вопросу. Отвечу словами Масару Ибуки:" в Японии проводился целый ряд эксперементов с близнецами, которых с самого рождения воспитывали в разных семьях. Исследования показали, что даже близнецы, если они растут в разных условиях и воспитываются разными людьми, будут очень отличаться друг от друга и по характеру, и по способностям... Поэтому главное - окружение, а не гены". То есть Ибуки не отрицает роли наследственного фактора, индивидуальности ребенка, но считает, что приоритет остается за воспитанием, за средой.
      Бытие определяет сознание - Ибуки сторонник данного высказывания. В приведенном Вами случае большую роль, возможно, сыграли другие факторы, нежели социальный. И то это под вопросом, потому как часто родители говорят, что воспитывали одинаково, а начнешь задавать вопросы, оказывается, одним близнецом больше бабушка занималась, да и на занятия их разные водили...