• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Игорь Васюков Мастер

Можно ли прожить жизнь без страданий?

Каким вы видите свой идеальный жизненный путь? Что бы вы хотели иметь уже завтра, через месяц, через год? Чем в идеале вы хотите заниматься через 5 лет? Кто находится рядом? Что вас окружает? Как вы себя чувствуете через 10 лет? Что вы делаете? Что вы имеете? А когда вы умрете и как?..

taelove7, Shutterstock.com

Если вы подробно опишете свою идеальную жизнь, то найдете в ней любовь, свободу, благополучие, достаток. Это жизнь без проблем. В ней нет боли, потери, болезни, разочарований, людей, которых вы не любите…

Идеальный жизненный путь — это путь без страданий.

А вы видели или знаете такого человека, который прожил свою жизнь без страданий? Такого человека не существует, потому что невозможно счастливо прожить свою жизнь и избежать страданий, пользуясь чужим опытом. Родители и другие старшие родственники заблуждаются на этот счет, пытаясь запрещать детям делать то, что, по их мнению, сделает их несчастными. Тратят энергию впустую на трансляцию своего опыта, вызывая тем самым сопротивление и отчуждение у своих детей. Нельзя научиться жить по чужим ошибками.

Поэтому нельзя прожить жизнь без страданий. Через страдания человек научается жить счастливо. Об этом говорят и древние мифы, и волшебные сказки, когда в жизни главных героев появляется нечто, что вызывает страдание, тогда, преодолевая возникающие препятствия, они обретают такие духовные качества, которые делают их счастливыми.

Будда передал миру свой духовный опыт, который выразил в так называемых четырех благородных истинах:

1) существует страдание;
2) у страдания есть причина;
3) страдание может быть прекращено;
4) известен путь, ведущий к этому.

Первая истина о наличии страдания говорит о том, что его обязательно испытывает любое живое существо, и избежать страдания не может никто.

Вторая истина говорит о причине страдания, когда изменчивые материальные блага и духовные ценности человек желает видеть постоянными и страдает при любом их изменении.

Истина о прекращении страдания утверждает, что любое страдание можно прекратить, если вообще отказаться от каких-либо желаний и ни к чему более не привязываться.

А путь к прекращению страданий заключается в использовании восьми принципов:

1) освобождение от заблуждений (негативного мышления);

2) правильное разумное мышление (позитивное мышление);

3) доброта, открытость, честность (духовные ценности, проявляющиеся в чертах характера);

4) мирные, честные действия (ответственное поведение);

5) правильный образ жизни, не приносящий ущерба себе и окружающим (ответственное поведение, соблюдение прав);

6) самовоспитание и самоконтроль (рефлексия, самоанализ);

7) внимание, активный, бдительный ум (свободное внимание для осознанности и включенности в момент, принцип «здесь и сейчас»);

8) сосредоточение через глубокую медитацию на подлинную сущность мира (установление связи с Высшей силой).

В скобках я написал современную терминологию, которая используется в описании психического здоровья человека.

Сегодня на эту философию буддизма опирается медицина, занимающаяся заболеваниями тела, психотерапия, призванная лечить душу, и духовные направления, укрепляющие дух человека.

Я также предлагаю воспользоваться этими древними истинами и принципами, поскольку они и сегодня эффективны, если им следовать.

Итак, из второй истины философии Будды следует, что, прежде чем идти к своему счастью, нужно найти причину страданий.

Статья опубликована в выпуске 29.04.2013
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (33):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Бывает, что комментарии читать интереснее, чем саму статью

    Оценка статьи: 4

  • Страдания - это дискомфорт, но и вечная движущая сила. Если бы не было страданий (неважно, какой интенсивности), человек давно бы превратился в растение. Если прожить страдание правильно - "прострадаться на славу", так сказать - то жизнь меняется, и в лучшую сторону.

  • Катя Марьина Катя Марьина Профессионал 30 апреля 2013 в 00:04 отредактирован 30 апреля 2013 в 16:11 Сообщить модератору

    "Если вы подробно опишете свою идеальную жизнь, то найдете в ней любовь, свободу, благополучие, достаток. Это жизнь без проблем. В ней нет боли, потери, болезни, разочарований, людей, которых вы не любите…

    Идеальный жизненный путь – это путь без страданий.

    А вы видели или знаете такого человека, который прожил свою жизнь без страданий?...Вторая истина говорит о причине страдания, когда изменчивые материальные блага и духовные ценности человек желает видеть постоянными и страдает при любом их изменении..."


    - нет, не видела. Но у них есть та самая идеальная жизнь, в которой страданий мизер и они не обязательно являются честными, добрыми, мирными. Я согласна, что без страданий прожить невозможно, но их может быть много или мало, интенсивность может быть разная. У каждого человека есть болевые точки в характере, если на них давить,то страдания будут немыслимой силы. Идеальная жизнь у тех, кому на больные мозоли не наступают и есть люди, способные оценить тебя по достоинству, а ты их, сферы самореализации.

    "Будда передал миру свой духовный опыт, который выразил в так называемых четырех благородных истинах:

    1) существует страдание;
    2) у страдания есть причина;
    3) страдание может быть прекращено;
    4) известен путь, ведущий к этому."
    - здесь все верно. Весь остальной текст - идеализация чистой воды.

    Статья, на мой взгляд, неверная, но милая, призывает к доброте, поэтому плохую оценку ставить не буду.

  • Прикольно! Комментарии еще смешнее... Однако статью читают, рекомендуют и ставят хорошие оценки. Вот так-то!..

    Вчера попалась в руки толстенькая книжица в немудреной обложке. "Пособие для Пастыря" называется. В самом деле, эта книжка - реально методическое пособие по одурманиванию несчастного простого люда, измученного проблемами.

    Эта статья тоже для "серогорбых" - для нас.

  • Опять мистичексая хренотень открывает школьный день.

    Оценка статьи: 2

  • Жить надо прожить так, чтобы не было мучительно больно...

  • Когда же они прекратятся?!Когда человечество будет жить счастливо?!Если Иисус принял за нас эти грехи,почему мы живем точно так же,как и до его смерти.Стоило ли отдавать своего Сына на такие муки,чтобы мы продолжали такую же мученическую жизнь?!А не лучше ли было нас совсем не создавать?

  • "Истина о прекращении страдания утверждает, что любое страдание можно прекратить, если вообще отказаться от каких-либо желаний и ни к чему более не привязываться" (с)
    Я страдаю от голода. Надо убить зайца на охоте, чтобы утолить голод. Как избавиться от страдания? Я избавлюсь от желания поесть вовсе - и сдохну от голода, счастливая, без страданий и желаний.
    Вот за это я всегда презирала буддизм. За пропаганду избавления от желаний и привязанностей, за отказ делать то, что даст тебе счастье.
    Чтобы избавиться от страдания - нужно осуществить свое желание и защитить свою привязанность, а не стать холодным скучным роботом и замереть в нирване, пока жгут твою деревню, убивают твоего сына и насилуют твою дочь.

  • Идеальная жизнь — счастливая; у кого-то в жизни счастья меньше, у кого-то больше (в идеале — сплошное счастье). Страдания — неотъемлемый компонент жизни; у всех это в жизни есть. И, конечно, вполне можно страдать и при этом быть счастливым (не надо путать счастье с удовольствием).

    Оценка статьи: 1

  • Заголовок - "Можно ли прожить жизнь без страданий?"
    Статья - нельзя.
    Похоже, что будет продолжение.

  • Основа страданий - это не принятие ответственности за все, что происходит. И еще блоки и травмы прошлого, которые сущесвтуют в нас, как множество маленьких программок. Есть мноого рзличных способов все это убрать и сделать свою жизнь гармоничной. Мне помогло RPT.

    • Мария Велихер, Основа страданий - это не принятие ответственности за все, что происходит.

      Позвольте предложить Вам провести натурный эксперимент, не отходя, так сказать, от кассы. Примите на себя ответственность за всё, что происходит. Если Вам это поможет - мы даже вокруг Вас с бубнами попляшем. Петарды повзрываем. Погудим. И за это Вы тоже примете на себя ответственность. Ладно? Просто чтобы сделать свою жизнь гармоничной. А чё? Кстати, вот и в местах, не столь отдалённых, говорят, что за базар надо отвечать. А это Вам не мелочь ... по карманам тырить.

  • Через страдания человек научается жить счастливо
    А вам не кажется, что он сможет научиться, только если сделает какие-то выводы?

    Оценка статьи: 4

  • Совершенно согласен с Николаем Лавреньтьевым - какой материал и как преподнесен! Сухо, механистически, демонстрируя полное непонимание, "непроживание" того о чем пишешь. Для меня, как буддиста по мировозрению подобные статьи просто неприемлемы не только по эстетическим соображениям, но и потому, что производят, отталкивающее впечатление на тех, кто мог бы приобщиться к учению, освобождающему от страданий. Возможно всё было и с чистыми намерениями, но получилась чистой воды дискредитация. Хотели как лучше, а получилось...

    Ставить хорошую оценку не могу, а плохую не хочу.
    Непрофессиональная работа.

    • Николай Лаврентьев Читатель 29 апреля 2013 в 16:43 отредактирован 29 апреля 2013 в 17:02 Сообщить модератору

      Иван Рыжов, Спасибо, Иван!

      На подобных темах можно встретить особенно много заблуждений. Это убойная для любого писаки тема. Поддеть и уличить в отсутствии видения реальности можно любого, даже самого убеждённого буддиста.

      отталкивающее впечатление на тех, кто мог бы приобщиться к учению, освобождающему от страданий

      Вы, как буддист, должны прекрасно понимать, что никакое учение не может никого освободить от страданий. Только смерть может. А учение нет. Ибо любое учение — это некая идея, концепция, или комплекс концепций. Ментальная жвачка. С ритуалами, звоном и дымом. Всё это материал исключительно для чувственного восприятия и для ума, который, собственно, и является вместилищем, осозналищем и развивалищем страдания. Разве не так?

      Лично мне совершенно по хрену, дискредитирует глупо написанный текст учение Будды, или нет. Будда вообще о другом всё время говорил. Буддизм ему тоже был совершенно по хрену. Как и христианство Христу. Эти религии были созданы далеко за пределами того, чему учили сами авторы, созданы другими людьми, и в других условиях, и для других людей. Да всё тогда было другое. И встреться мы сейчас с кем-то «оттуда», мы бы очень долго искали точки соприкосновения, не понимая друг друга. А чего Вы хотите, если часто родители и дети друг друга уже с трудом понимают, а деды и внуки и подавно из разных вселенных?

      Здесь другая тема. Человек, берущийся писать на тему, в которой он еще даже не то что мелко не плавает, а лишь увидел мираж над асфальтом, похожий на воду, ну, это либо шутка юмора такая, либо клиника полная.

      • Николай Лаврентьев, я не согласен с вами. Буддизм для меня не религия (поклоняться можно, но не обязательно), а именно учение, которое освещает путь, ведущий от страданий к освобождению. Учение означает, в первую очередь, набор практик, действие, а не "ритуалы, звон и дым". Я не согласен, что лишь смерть избавляет от страданий - именно пример Сиддхартхи - обычного человека показывает, что освобождение возможно при жизни.

        Печально видеть как люди пытаются укрыться от боли за нигилизмом или материализмом - это как зонтик от надвигающегося асфальтоукладчика - не вижу,значит и нет его

        • Иван Рыжов, я не согласен с вами.

          Это хорошо. Я и не требую от Вас согласиться со мной. Я всего лишь высказываю свое мнение.

          Буддизм для меня не религия (поклоняться можно, но не обязательно),

          А буддизм в чистом виде — это и не религия, а, строго говоря, система философских взглядов. Имеющая примерно такой же статус, как и система взглядов Христа. Примерно. Религией буддизм (да и христианство тоже) сделали специальные люди, и сделали они это с определёнными целями, весьма далекими от целей, открыто этими религиями провозглашаемых. Вот примерно как Вы пишете: …а именно учение, которое освещает путь, ведущий от страданий к освобождению.

          Это наживка, которую человек, желающий освободиться от страдания, заглатывает с большим аппетитом. Потому что хочет её. Остальное происходит автоматически, ибо механизм удержания за тысячи лет отточен до блеска. Это то, что Вы называете практиками. В других религиях они называются по-другому. По большому счету они работают как детские погремушки, на которые плачущий от какого-то дискомфорта маленький ребенок отвлекается и забывает о своем страдании.

          Я не согласен, что лишь смерть избавляет от страданий - именно пример Сиддхартхи - обычного человека показывает, что освобождение возможно при жизни.

          Но это же легко проверить экспериментальным путём! Правда, попытка только одна. Пример Сиддхарты ничего такого не показывает. Никакого освобождения при жизни не было. Ведь тело-то у него было. А чтобы освободиться от страданий, причиняемых чисто физическими ограничениями, надо избавиться от тела. А как иначе? А чтобы избавиться от страданий, причиняемых предвзятыми мыслями, надо избавиться от ума, стало быть, от тела, ибо ум — в теле.

          У Будды было глубокое понимание того, что освобождение от страданий невозможно. И глубокое внутренне согласие с этой абсолютной невозможностью можно было назвать освобождением от страдания. Только очень глубокое согласие. «Сдача!» Не на уровне «я согласен», а на уровне «есть согласие».

          Помните, как Будда выражался — «нет соглашающегося, есть согласие»? Помните его классическое «нет познающего, нет познаваемого, есть познание»? Это ключ к пониманию его учения. А те, кто создал на этом религию, вставили в нее то, для чего Будда не оставлял места — они вставили в неё «я», страдающее, желающее, обречённое, пробуждающееся, просветляющееся, и т.д.

          Печально видеть как люди пытаются укрыться от боли за нигилизмом или материализмом - это как зонтик от надвигающегося асфальтоукладчика - не вижу,значит и нет его

          Вы знаете, не менее печальное зрелище представляют собой люди, пытающиеся укрыться от жёсткой реальности за сказочными историями и бесполезными практиками, которые, как им рассказывают, а они в это верят, позволили одному человеку освободиться от страданий. И вместо того, чтобы покататься на асфальтоукладчике, раз уж такой шанс выпал, они послушно под этот асфальтоукладчик укладываются ровными рядами.

          Мне кажется, Будда мог бы сказать примерно так: «Освобождение от страдания есть, освобождающегося нет». Освобождаться некому! Отсюда же его знаменитое: «Встретишь Будду — убей его!» А всё почему? А потому что ты не можешь его встретить. Ты можешь стать Буддой. Но не можешь встретить Будду. И даже если ты станешь Буддой, ты не сможешь сказать: «Я Будда». Просто не останется никого, кто сможет это осознать и сказать. Должно быть только одно! Будда — и всё. И даже это — с очень большой натяжкой, на время, исключительно для того, чтобы нам со своими тараканами легче было прийти к этому пониманию. Точно также и со свободой, и с пробуждением, и с просветлением. Всё это есть. Но при полном отсутствии «второго» — тебя. Поэтому, когда ты становишься Буддой — тебя больше нет, ты полностью исчезаешь и не можешь узнать, что стал Буддой. Такова цена освобождения.

          В таком ракурсе освобождение от страдания становится реальным. Путь чрезвычайно прост, и одновременно чрезвычайно эффективен: ты входишь в страдание, сливаешься с ним в одно целое — и страдание исчезает. Вернее, страдание остаётся — ты исчезаешь. И перестаешь страдать. Game over.

          Вот как-то так. Если коротко.

  • Вот интересно, автору самому не стыдно вообще показывать подобную галиматью?
    Даже если есть очень сильный зуд накалякать что-нибудь свое на настолько проработанную мастерами тему, ну, надо, хотя бы попытаться приблизиться к их уровню понимания и видения того, о чём эти мастера говорили и писали в течение тысячелетий.

    Не смешно. Из всех щелей торчит непонимание. Такое впечатление, что автор потребил качественный продукт, попытался его переварить, не переварил, и исторгнул его в виде ... , существенно ухудшившем его потребительный свойства. И предлагает нам полюбоваться результатом.

    Спасибо, не надо.

  • Юрий Савушкин Юрий Савушкин Читатель 29 апреля 2013 в 03:44 отредактирован 17 мая 2018 в 10:58 Сообщить модератору

    "Итак, из второй истины философии Будды следует, что, прежде чем идти к своему счастью, нужно найти причину страданий".
    Что ж ее искать-то! Она же известно где - достаточно поглядеть в зеркало. Ключ, как известно, в управлении собственными потребностями.
    К тому же сам термин "страдание" крайне неудачный, имхо.
    А буддийская максима "Существование есть страдание" (1-я "благородная истина") суть результат некорректного перевода/переноса в "западную систему" мировосприятия. Какие-то тонкости и нюансы здесь утеряны.
    Восьмерчный путь в "современном изложении" (в изложении автора) оставляет желать хотя бы потому, что берет свое начало не в "освобождении от заблуждений (негативного мышления)", а всего лишь в Правильном видении, т.е. в "усвоении четырех благородных истин", также изложенных не совсем корректно.
    Не буду больше умничать - смотрите сами и делайте выводы.

    Четыре благородные истины:
    1. существование есть страдание;
    2. страдание имеет причину и, следовательно, начально;
    3. будучи начальным, страдание должно иметь и конец и, следовательно, может быть прекращено;
    4. причинно обусловленное и конечное страдание устраняется при условии вступления на Восьмеричный Путь, ведущий к достижению (после смерти) иного, неописуемого и непознаваемого состояния - нирваны.

    Восьмеричный Путь
    ВП - путь, ведущий к освобождению от уз перерождения и обретению нирваны.
    1. Правильное видение (усвоение четырех благородных истин);
    2. Правильное желание (стремление к нирване);
    3. Правильная (вежливая) речь;
    4. Правильное поведение (не причиняющее страданий ни себе, ни другим);
    5. Правильная (честная) жизнь;
    6. Правильное волевое усилие (самоконтроль){а я бы сказал - целеполагание за счет управления потребностями};
    7. Правильное мышление (отсутствие сосредоточения на ложном "Я");
    8. Правильное сосредоточение (достижение глубокого медитативного транса).
    Цитирую по буддистским источникам. Была такая книжечка - называлась "Джатаки".

    Сюда можно еще добавить "Четыре высших мудрости", "Шесть откровений/знаний - шесть способностей, служащих признаками архатства", "Восемь совершенств - 8 стадий сосредоточенного размышления и 8 соответствующих способностей", "Четыре пути скверны у царей" и "Десять царственных добродетелей".
    Но коль имеешь фонтан, иначе все Три корзины здесь процитируем.
    Поэтому последнее. Мы постоянно упираемся рогом в смыслы, цели и критерии. По большому счету, других проблем у нас не было, нет и никогда не будет.
    Перефразируя Р. Желязны, замечу также: "Мы бы приняли наш мир, если бы так его не боялись", - и градус, а также объем страдания в мире сократились бы.

    • Савушкин Юрий, Вы знаете,и работаю над собой и т.п.,все прохожу,но как найдет!До Христа-смерть.Христа так изничтожили,аж волосы дыбом,святые все приняли мученическую смерть,после смерти Христа ничего не изменилось,опять мучения,убийства,смерть.И все кайтесь,постойтесь,все в грехах.И страшно жить становится.Ни одной жизненно ободряющей фразы...

  • Юрий КОСАГОВСКИЙ Юрий КОСАГОВСКИЙ Читатель 29 апреля 2013 в 03:20 отредактирован 29 апреля 2013 в 03:21 Сообщить модератору

    .


    СТОИТ ЛИ ДУМАТЬ КАК ИЗБЕГАТЬ СТРАДАНИЙ?


    слово страдания слишком грандиозное
    оно редко бывает в жизни человека

    любовные страдания - это ведь по сути наслаждение
    т.к. в воздухе витает предчувствие счастья

    я думаю вообще не надо думать о страданиях вовсе

    но есть приятные ощущения и неприятные
    - вот этим и надо довольствоваться

    при этом понимать основное
    - что это подсказки расставленные
    или в совершенном мире Господа Бога

    или если бога нет
    то это подсказки расставленные эволюционным опытом

    и приятные ощущения и восторженные
    - указатели истинной дороги в жизни

    а неприятные и ужасающие
    - указатели - ошибочного пути

    истинный путь - легок
    ошибочный - труден


    п р и м е р ы

    врать - трудно и страшно

    признаться во вранье - дает наслаждение

    или еще пример:

    учиться в Консерватории - тяжело и трудно и неприятно

    идти самому в музыке - интересно и азартно

    в связи с этим интересно высказывание:


    "профессора всего мира только тем и занимаются
    в консерваториях что отучают молодых людей от музыки"
    (Артур Онеггер - книга "Я композитор")


    об этом и пьеса Пушкина "Моцарт и Сальери"
    где ученый педант от зависти отравляет
    легкомысленного нарушителя правил творца

    почему же это все так?

    потому что любовь и искусство
    - это явления природы
    не имеющие отношения к министерству образования

    и чистота пути (без вмешательств) и там и там
    важна для - истинных результатов

    ========


    моя картина юношеская
    (до поступления в институт)
    на тему Левитана "Мосток"


    это по сути мастер-класс
    наглеца юноши для известного маэстро

    1960 г.


    .