• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Дмитрий Шомин Мастер

Вращается ли Земля вокруг Солнца?

Конечно же, да, не задумываясь, ответит любой мало-мальски начитанный отличник. И уже лет пятьсот. Однако подобное утверждение равносильно утверждению пешехода, стоящего на перекрестке, о том, что светофор проносится мимо машин. С таким утверждением недалеко и до известного в народе учреждения с персоналом в белых халатах. А пятьсот лет назад психиатрии еще не существовало, поэтому подобные утверждения попахивали жареным, то бишь костром инквизиции.

Как было дело?

Считается, что до Коперника Земля не вращалась вокруг Солнца. Противоречило это всем рассуждениям здравомыслящего человека. Хотя некоторые древние греки уже догадывались о гелиоцентрической системе мира.

По мере развития научных знаний две тысячи лет назад была создана так называемая птолемеева система мира. Это была система, в центре которой находилась Земля. Такая система называлась геоцентрической. Вокруг Земли вращались эфирные сферы. Такие как сферы Луны, Меркурия, звезд и др. Позднее, по мере разрушения научного знания, в средние века была создана упрощенная система мира, основанная на взглядах Аристотеля. Сферы, вращавшиеся вокруг земли, стали хрустальными, так было понятнее.

При этом Земля не считалась планетой, а являлась центром системы мира. Как мы помним, была она плоской и покоилась на разных животных. И только к 15 веку была реализована концепция шарообразной поверхности Земли, доказанная великими мореплавателями. Хотя сферы, вращавшиеся вокруг нашего «дома» могли уже и древних греков натолкнуть на подобные идеи.

Для осуществления расчетов видимого движения планет была разработана теория эпициклов. В окончательном виде она была сформулирована Клавдием Птолемеем. Согласно этой теории, планеты вращались по окружностям, а центры этих окружностей, в свою очередь, вращались по большим окружностям вокруг Земли. Картина получалась довольно сложная, но достаточная для предсказания видимого движения планет.

Когда Коперник развивал свою теорию движения планет вокруг Солнца (гелиоцентрическая система мира), он использовал в своих математических расчетах именно теорию эпициклов. Не было тогда другой. Таким образом, получается, что совершенно различные картины мира используют одинаковый подход в расчетах. Из школьных учебников физики (а астрономия — это в том числе и физика) мы вспомним, что движение всегда относительно. И совершенно не важно, проносятся ли дома и светофоры мимо водителя движущейся машины, или машины мимо стоящего пешехода.

В дальнейшем известный астролог и математик Иоганн Кеплер открыл законы (названные позднее его именем) движения планет по эллипсам, которые, так или иначе, используются и сегодня. До середины двадцатого века теории движения использовались для определения все того же видимого движения планет по небесной сфере. И не более того. И только в середине двадцатого века появилась реальная потребность вычисления движения собственно космических тел, в том числе и искусственных.

А что же сегодня?

Как уже упоминалось, с точки зрения физики движение относительно. Законы движения планет вокруг Солнца упрощают расчеты. Современная гелиоцентрическая система мира является просто математической абстракцией, так как мы не можем физически оказаться на Солнце и увидеть движение планет. Даже если мы и окажемся на Солнце, то быстро перейдем в газообразное состояние. Да и за огненной атмосферой все равно ничего не было бы видно. Такого рода математическая абстракция стала возможной только благодаря развитию науки в современном ее виде.

Однако, несмотря на гелиоцентрическую систему мира, все реальные координаты приводятся с разными центрами отсчета. Основные системы координат — это системы с центром на Солнце и с центром на Земле. Система координат выбирается в зависимости от решаемых задач. Если мы запускаем ракету к Марсу, то это одна система, а если спутник связи, то — другая.

Понятно, что система мира имеет отношение к формированию физических законов движения (используя понятие тяготения), которые позволяют вычислять координаты небесных тел. А собственно движение мы наблюдаем так, как оно есть, в конкретной системе координат. Например, стоя на Земле, мы видим вращение Солнца вокруг Земли, а совсем не наоборот.

Вывод

Если нам не надо запускать корабли бороздить просторы дальнего космоса и не надо рассчитывать точные аспекты планет в гороскопе, то, как и несколько тысяч лет назад, Солнце и небесная сфера все так же вращаются вокруг Земли. И этого вполне достаточно, чтобы обрести свой путь человеку, твердо стоящему обеими ногами на Земле и не обладающему вредными привычками. То есть, трезвый человек всегда найдет дорогу по звездам или Солнцу.

Статья опубликована в выпуске 27.06.2008
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (63):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Виктор Губков Читатель 20 октября 2018 в 16:39 отредактирован 20 октября 2018 в 23:44 Сообщить модератору

    Почему то все забывают про Луну, а точнее про её практически неподвижную орбиту, если исключить прецессию лунной орбиты длиной в 18,595 лет. То мы увидим абсолютна неподвижную орбиту луны, как точку отсчёта. Естественно по качанию орбиты луны по отношению к Земле и Солнцу можно увидите кто вокруг кого вращается.
    А теперь задайте себе вопрос, как наклоняющаяся Земля к Солнцу, не передаёт наклона лунной орбите. Почему для луны не существует годичного изменения её орбиты.
    Ответ простой, такое неподвижное поведение лунной орбиты, к Земле и Солнцу возможно только если Солнце вращается вокруг Земли.
    Преодолеть столь простое доказательство невозможности вращения Земли вокруг Солнца, с неподвижной орбитой Луны, нельзя.
    Поздравляю всех, наша Земля центр вселенной. И лунная орбита главное доказательство этого процесса.

    • Виктор Губков, а провести сопоставление характеристик движения Земли относительно Солнца... - тех, которые надо выявить, с определением вращательного типа движения - в целях обоснования того, что это движение является вращательным типом движения... сможете сделать? - https://vk.com/club105984997

  • Евгений РаМираШ Читатель 4 октября 2015 в 14:19 отредактирован 26 мая 2018 в 09:29 Сообщить модератору

    Ильдус Нургалиев.

    А провести сопоставление характеристик движения Земли относительно Солнца... - тех, которые надо выявить, с определением вращательного типа движения - в целях обоснования того, что это движение является вращательным типом движения... сможете сделать?

  • Ильдус Нургалиев Читатель 4 октября 2015 в 13:52 отредактирован 26 мая 2018 в 09:29 Сообщить модератору

    Поможем автору продолжить развлекать публику.

    Возьмем его
    Вывод

    "Если нам не надо запускать корабли бороздить просторы дальнего космоса и не надо рассчитывать точные аспекты планет в гороскопе, то, как и несколько тысяч лет назад, Солнце и небесная сфера все так же вращаются вокруг Земли. И этого вполне достаточно, чтобы обрести свой путь человеку, твердо стоящему обеими ногами на Земле и не обладающему вредными привычками. То есть, трезвый человек всегда найдет дорогу по звездам или Солнцу."

    Получается, согласно автору, Солнце как-то узнает, бороздят или не бороздят люди просторы Большого театра, ...ой, космического пространства, и исходя из этого решает, вращаться или не вращаться ему вокруг Земли. Но читатели не обратили внимание на источник колорита чувства юмора автора.

    Далее в выводе читаем
    "И этого вполне достаточно, чтобы обрести свой путь человеку, твердо стоящему обеими ногами на Земле и не обладающему вредными привычками. То есть, трезвый человек всегда найдет дорогу по звездам или Солнцу."

    Задумаемся, может быть это чистая случайность, и что только к концу написания поста автору, в общем и в целом "твердо стоящему обеими ногами на Земле и не обладающему вредными привычками" такой вывод пришел в голову. Но возвращение к введению в статью развеивает сомнения.

    Читаем
    "Однако подобное утверждение равносильно утверждению пешехода, стоящего на перекрестке, о том, что светофор проносится мимо машин. С таким утверждением недалеко и до известного в народе учреждения с персоналом в белых халатах. А пятьсот лет назад психиатрии еще не существовало, поэтому подобные утверждения попахивали жареным, то бишь костром инквизиции."

    Напоминание о людях в белых халатах и неподвижных по отношению к мимо проносящимся машинам светофорах нам все ставит на свои места. Поэтому считаю уместным поблагодарить и поддержать автора за познавательную статью с точки зрения узнавания его внутреннего мира. Хорошие, порой гениальные произведения этого жанра создавались, когда автор переживал не лучшие времена. Статья замечательная.

  • Ответ на вопрос в названии публикации "Вращается ли Земля вокруг Солнца?" - нет, не вращается.

  • Да, я понял, по мнению некоторых интернет был задуман для того, чтобы из пустое в порожнее переливать... В статье, впрочем, есть полезная информация, но вывод просто умопомрачительный... Вобщем в таких делах я больше не участвую - жалко времени. Автору - удачи и как можно более содержательных тем.

    Оценка статьи: 1

  • Дмитрий, как-то случилось, что я пропустила эту статью раньше. Зато теперь насладилась по полной: и текстом, и комментами

    Оценка статьи: 5

  • Александр Коновалов Читатель 8 сентября 2010 в 21:07 отредактирован 24 мая 2018 в 11:08 Сообщить модератору
    Ерунда

    Повторюсь ещё раз - создание гелиоцентрической системы мироздания - это величайшее достижение человеческой мысли в познании природы вещей. Но так как автору пофиг что центр масс в солнечной системе находится на Солнце и, соответственно, именно планеты вращаются вокруг светила, то почему бы ему тоже не считать, заодно , что Земля плоская и на небезызвестных китах с черепахами покоится. Да и вообще, если оно пофиг, так может она-то на самом деле на моём старом холодильнике крутится - как на подставке!? Вобщем, желаю такому автору превратиться в пар на поверхности Солнца и не парить людям мозги по интернету - по сети, функционирование которой было бы невозможным без гелиоцентрических представлений о солнечной системе, как было бы невозможно и существование всех спутниковых телекоммуникационных систем вместе взятых.

    Оценка статьи: 1

    • Дмитрий Шомин Дмитрий Шомин Мастер 9 сентября 2010 в 00:07 отредактирован 9 сентября 2010 в 00:07 Сообщить модератору

      Александр Коновалов,
      Совершенно с вами согласен, Земля плоская, иногда с холмами и горами. А разве может она быть какой-то другой? Насчет черепах,.. не знаю, жила у меня парочка. Но на них ничего не было.
      А попариться рекомендую вам в баньке. Интернет для другого ващет.

  • И всё-таки она плоская!

    // Например, стоя на Земле, мы видим вращение Солнца вокруг Земли, а совсем не наоборот. //
    Вопрос: а как должно выглядеть видимое движение Солнца, чтобы непосвященным было понятно, что именно Земля обращается вокруг Солнца (да ещё с учётом вращения Земли вокруг собственной оси), а не наоборот?

    // Для осуществления расчетов видимого движения планет была разработана теория эпициклов. //
    Об эпициклах. С помощью эпициклов можно представить видимое движение небесных тел, в том числе искусственных, со сколь угодно высокой степенью точности. Правда может потребоваться ввести довольно большое количество этих самых эпициклов. Вспомните о возможности представления непрерывных функций рядами Фурье.
    Так что если кто-то является стойким приверженцем библейского геоцентрического мифа, у него есть на это веские математические основания (о физических основаниях – относительности движения – автор уже сказал).

    Да что там, в современной Америке есть даже общество поклонников Плоской Земли –«Flat Earth Society: и всё-таки она плоская!»


    // И только к 15 веку была реализована концепция шарообразной поверхности Земли, доказанная великими мореплавателями. Хотя сферы, вращавшиеся вокруг нашего «дома» могли уже и древних греков натолкнуть на подобные идеи. //

    И не только натолкнуть! Эратосфен Киренский (276 год до н. э.—194 год до н. э.) впервые в истории рода человеческого произвёл оценку курватуры (кривизны) Земной поверхности, и с удивительной точностью определил длину меридиана, – погрешность составила лишь ≈ 2% (так по крайней мере писал Карл Саган в своём «Космосе»).

    Оценка статьи: 5

  • Статья не понравилась отсутствием профессионального подхода, как с точки зрения физики, так и с точки зрения психологии. Мне не понятно для чего она написана.

    Оценка статьи: 1

    • Вот именно. Автору надо было просто переписать все из учебника класса для первого класса детского садика. Вред статьи в том, что она пробудила наши нутряные страхи и комплексы, заставила некоторых вернуться к бытовому гелиоцентризму. И если младенцам можно внушить что угодно, а потому внушенное разрушить и настроить мозги на иное, то в случае с взрослыми, замученными сеансами внушения, это пройти уже не может. Увы мне, увы. Где моя научная картина мира?!

      Оценка статьи: 5

      • Вот точно. Врррредная статья. Что вполне соответствует характеру автора. А написана она как раз для восстановления истинной картины и снятия общечеловеческого комплекса неполноценности от осознания тотального давления на мегасознание homo наимудрейшего малоизвестной олигархии верховных правителей Солнца.

  • "В окончательном виде она была сформулирована Клавдием Птолемеем."

    Возможно Вы имели в виду Клавдия Птоломея?

    • Я, честна, ответа на вопрос не получила. Да или нет? Оно, в принципе, мне пофиг. Кто кого обкрутит, не было бы дождя или жары адовой. Вот шли дожди-дожди во все пределы, а сейчас жара стоит, жара-духота. В доме ледник от кондиционера, утром насморк от холода и ветра в доме, а на улице ад. И солнце ли вокруг, или земля вокруг - климатеет хреново вокруг нас. Изживают. Как вы думаете, это здорово, чтобы перепад градусов в 20 по Ф. Кости иногда так заломит. Хорошо Ягуар продумал - у меня 3 позиции холода и на скорости я вообще скидываю, если выхожу на 65Ф. А дома плохо - как выставишь кондишен, так и мерзнешь до утра. И летом, как мудак, всегда с насморком от холода. А программировать его -лень. А Вы говорите: солнце! солнце! Кому оно сдалось! Прикольная статья. Для затравы хороша. И погонялка хорошая у нее.

      • А ответа-то и нет. Вопрос риторический. Как он был идеологическим, так и остался. И физика с лирикой, увы, ни при чем. А вот в климате действительно Солнце виновато. А никак не люди. Вот только верховные правители Солнца от нас это тщательно скрывают, паники боятся и разора по всем направлениям.
        Триста лет назад начался сбор статистики по Солнцу. Так вот тогда пятен практически не было. А в последние десятилетия все индексы зашкаливают. Пара раз промелькнули статьи, что температура Солнца повышается. Что сильно похоже на правду.

  • Мне очень понравилась точка зрения Сергея В. Воробьева.
    Вообще-то вопрос гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд, но обычному человеку, живущему в определённой части Земли, всё это до лампочки - есть дела поважнее!

    Оценка статьи: 5

  • Попробуйте убедить меня, что все вы, во главе с Солнцем, не вращаетесь вокруг моего кресла.

    Для гелиоцентристов замечу, что Земля вокруг Солнца - ОБРАЩАЕТСЯ, а вращается она вокруг собственной оси.

    4.

    Оценка статьи: 4

    • Планеты действительно обращаются. Но разница ы языке невелика.
      А вокруг кресла действительно может все вращаться. Почему нет, если это удобно. В космос на таком кресле летать не удобно, а так...

      • Хы-хы. Бытовой такой, народный гелиоцентризм.

        Между прочим, земля плоская! На картах, по крайней мере - так удобнее. Да так и на кресле удобнее кататься

        Оценка статьи: 5

        • Между прочим, земля плоская! На картах, по крайней мере

          Вспомните о людях, именуемых картографами, и возблагодарите их - ведь именно они, денно и нощщно трудясь, позволяют многим оставаться в столь сладостном заблужденьи.

          Оценка статьи: 4

        • Земля плоская. Совершенно правильно. Иначе по ней ходить неудобно. В пределах родной деревни так оно и есть. И нафига нам всякая ерунда с глобусом? Все в мире относительно. Для того чтобы планировать набег на Индию с тылу, конечно. Но если не надо мыть сапоги в Индийском океане?

          • Кстати ж, об Индии. Интересно вот что. Когда я читала у Киплинга "Кима", заметила, как недружелюбно автор настроен по отношению к русским картографам-шпионам. Технически они были вооружены хорошо, работу свою, как я поняла, выполняли отлично, вот только этнографами и дипломатами оказались никудышными, отчего и автором, и героями были осмеяны и низведены ниже плинтуса. Мыть сапоги в океане, конечно, хотелось им, и не только им, потому и в тыл заходили - чтоб по покатому шарику с Гималаев к воде скатиться. Но неужто ж их квалификация шпионская была столь ничтожна?!

            Оценка статьи: 5

  • Солнце и небесная сфера все так же вращаются вокруг Земли. И мы земляне ощущаем себя пупом Вселенной. Пусть и не верно, зато душу греет.

    Оценка статьи: 5

  • Позднее, по мере разрушения научного знания, в средние века была создана упрощенная система мира, основанная на взглядах Аристотеля.

    А оно разрушалось?! По-моему, совсем не разрушалось, накапливались знания же, греческую философию все ж просто так не убьешь.

    Меня тоже вполне устраивает эта птолемеева система. Я ж вижу - Земля в центре. И на всей Земле идет дождь!

    Оценка статьи: 5

    • Конечно же разрушалось! ОТражение научного знания - технический "прогресс". Если не разрушалось, то куда делись античные водпроводы и канализации? Знания разрушаются вместе с обществом. Рухнуло общество, нарушилась преемственность (одно из главных условий существования научного знания) - и привет.
      У нас щас наука тоже практически повалилась за последние годы. Слава богу, не все пошли лук грузить.

      • Оно не разрушалось. Оно развивалось, проходя все стадии этого развития. Накопление сведений, революционная смена парадигм - все это имело место.

        Оценка статьи: 5

        • В Средневековье вообще ничего не развивалось "благодаря" церкви, которая по тупости своей основывалась на Птолемее. Церковь вовсю старалась старые порядки сохранять, и ежели появлялись у кого-то продвинутые мысли - сразу на костер. Еретики! Так что в то время действительно активно шел регресс.


          А если быть более точным, то все планеты Солнечной системы обращаются вокруг общего центра масс, также неверно утверждение о том, что Луна обращается вокруг Земли. Земля и Луна обращаются вокруг общего центра масс, который примерно на 4 500 километров отстоит от центра Земли.

          Оценка статьи: 5

          • Ага!
            А церкви как таковой в те времена тоже практически не существовало, благодаря Константину, начавшему процесс объединения церкви и государства, и Феодосию, успешно этот процесс завершившему.
            Понятно же, что если со времен Феодосия быть у руля церкви означало быть у руля огромной империи с огромными ежегодными доходами, то и к рулю церковному начинают стремиться не те, кто "верят", а те, кто умеет править.
            Почему сегодня экономика одних стран развивается а других - нет? Кто виноват?
            Те, кто у руля страны - "депутаты".
            А наука почему развивается? Потому что "научное" мнение депутатов не способно на нее патологически влиять.
            А в средние века именно власть и мешала прогрессу. Потому что стоящие у власти люди боялись перемен. А вот как назывались эти "стоящие у власти" - уже не важно. В средние века они назывались кардиналами, в наше время депутатами и сенаторами. Церковь же (греческое слово "экклезия", переведенное как церковь означает собрание верующих) к этому имела слабое отношение, т.к. те же самые депутаты ей тоже мешали жить и развиваться. И тот же Галилей тоже был частью церкви. Сам он себя не считал "нецерковным", это депутаты лишили его "гражданства в церкви".
            Так что виноваты во все века в торможении прогресса те, кто стоят у власти.

            Оценка статьи: 4

        • В Европе оно не развивалось в течение тысячи и более лет. Прям до самого дядушки Френсиса. ОН нам открыл глаза, говорят. А до этого было мракобесие и черти кругом. Так что не соглашусь.
          Что-то там тем временем телепалось на Востоке, где-то между Китаем и Палестиной. Но европейцам было, вроде как все равно. Плавали на галерах всю дорогу, как при цезарях. И мерли от всякой нечисти, живущей в нечистотах. Ибо забыли про "науку" гигиены. И как мерли, говорят... Городами и странами. Нет не помогала "развивающаяся" наука европейцам. Да и не могла в связи с наличием отсутствия в данном конкретном регионе.

          • Нет. Нет и нет. Европа - Греция - родила великую философию - на ней-то и развилась великая наука.
            А мереть всегда и везде есть кому. Китайские холеры - всем холерам холеры.
            Вообще, сводя разговор о науке к прикладной гигиенистике, мы ведь начинаем говорить о технологиях.
            Да и не особо "негигиенично" было средневековье, в писаниях популярных перегибают палку.

            Оценка статьи: 5

            • Греция родила философию. Но между современной наукой и Грецией тогдашней лежит пропасть мрачного средневековья и "просвещенных" той самой Грецией всяких там "чентов".
              А технология без науки в том или ином виде не может существовать. Хоть америкосы и пытаются все повернуть с ног на голову. Без канализации не может существовать цивилизации. Иначе - мор и горшки прям в скамейках за обеденным столом.