Перейти к предыдущей части статьи
Шоссе отличное, построенное еще в советское время. Машин немного, да и встречный поток небольшой. Почти на всем пути вдоль дороги видны ветряки — производители электроэнергии.
![Шоссе на Клайпеду Шоссе на Клайпеду](https://www.shkolazhizni.ru/img/content/i197/197110_intext.jpg)
И, как и на востоке Литвы, совсем нет обработанных полей и пасущегося скота. Лишь после перекрестка Кришкальнис (100 км от Клайпеды) вдали увидела небольшое стадо коров. Евросоюз ограничивает производство сельхопродукции.
Какой стала Клайпеда, когда-то крупный морской порт и промышленный город? Как живется здесь простым людям, и особенно русскоязычным, которые в своё время не уехали из Литвы? Именно это меня интересовало больше всего, хотя благодаря Интернету есть постоянные контакты со многими друзьями, но увидеть своими глазами лучше.
Клайпеда — город не очень богатый на интересные достопримечательности, его главная привлекательность — море, прекрасные пляжи, дюны, леса,
Когда въезжали в город, обратила внимание на новые поселки из частных домов, город «расползается» в основном на восток, строят их для себя люди, работающие за пределами Литвы, в Евросоюзе. Зарабатывая там, они вкладывают деньги в жильё на «перспективу», чтоб с выходом на пенсию вернуться обратно на родину. Многие дома построены, но пустуют, не обжиты. Да и инфраструктура в этих поселках отсутствует: нет школы, детских садов, магазинов — все в городе.
Много объявлений о продаже — купить любую недвижимость легко, а продать трудно, покупателей мало. Многоэтажного жилого строительства не ведется, есть только реновация — улучшенный ремонт многоквартирных домов за счет собственников. Но далеко не все жильцы на неё соглашаются, ибо это дорогое удовольствие, поэтому рядом с обновленными много и старых, обшарпанных зданий.
Как и Вильнюс, Клайпеда произвела впечатление опустевшего, малонаселенного города. Раньше, особенно в летние месяцы, город был оживленным, многолюдным. Хотя в Клайпеде общественный транспорт работает хорошо и четко, я много ходила пешком, расстояния ведь небольшие, и обращала внимание, как мало людей даже на центральных улицах, пусто и на рынке.
А особенно удивили пустующие пляжи в Мельнраге и Гируляе (ближайшие к городу), и это в августе, когда солнечная погода и вода в море теплая.
Население города даже по официальной статистике сократилось за последние 25 лет на четверть: в 1992 году в Клайпеде проживало 207 000 человек, а на конец 2017 года только 149 000! И эти данные не точные, ведь многие уезжают как бы временно, на сезон, на год, а прописаны по-прежнему в городе.
Особенно среди молодежи популярны мысли о том, чтобы по окончании школы уехать за границу, как и многие друзья-товарищи, неплохо устроившиеся кто в Евросоюзе, а кто за океаном. Понять их можно, что делать, если нет работы? Среди моих близких знакомых и бывших учеников (которым сейчас по 50 лет) почти половина уехала в страны Европы и США.
За счет чего все-таки живет город? Конечно, главное — по-прежнему незамерзающий порт! В торговом порту хотя и не тесно на причалах от судов, но все-таки идут и контейнеровозы, и сухогрузные суда.
Значительный доход город получает за счет обслуживания круизных лайнеров. На месте Опытного судоремзавода, там, где река Дане впадает в Куршский залив, построен терминал круизных судов, принявший первые лайнеры в 2003 году. Первоначально суда были небольшие и швартовались в районе второй паромной переправы. А теперь у набережной могут швартоваться суда длиной до 315 метров и с осадкой до 8,6 метра.
Здесь открыто несколько гостиниц в старых зданиях, рестораны, бары, информационный центр. В летние месяцы приходит в среднем 2−3 лайнера в неделю, и в эти дни город оживает. По статистике, в 2003 году было принято всего 28 судов с 9115 пассажирами (т.е. примерно 325 человек с одного лайнера), а в 2017 году — 64 судна и 75000 туристов на них!
От терминала всего 300−400 метров до Старого города и площади у театра, где туристов с нетерпением ждут продавцы сувениров, цены на которые вырастают вдвое в дни прихода судов.
Я убедилась в этом сама. И здесь нет проблемы с языком — объясняются и на английском, и на русском, и на немецком.
Впечатлила полная реконструкция пивоваренного завода «Швитурис», это, наверное, единственное из старых предприятий — не закрывшееся, а нынче заново реконструированное и даже ставшее достопримечательностью. Клайпедчане всегда гордились своим пивом, оно пользовалось популярностью и за пределами Литвы.
Завод «Швитурис» был основан еще в 1784 году семейством купцов Райнеке и производил пиво более 150 лет, а в 1944 году был полностью разрушен. Когда закончилась война, завод был быстро восстановлен, получил название «Швитурис» («Маяк») и уже в 1946 году начал варить этот любимый многими напиток.
После получения Литвой независимости завод стал акционерным обществом, большая часть акций нынче принадлежит датской компании Carlsberg, и теперь он называется бруерной — пивоварней, которая производит 8 сортов пива. Но рабочих мест это не прибавило, все процессы максимально автоматизированы.
![Бруерная «Швитурис» Бруерная «Швитурис»](https://www.shkolazhizni.ru/img/content/i197/197117_intext.jpg)
Сюда водят организованные группы туристов, после экскурсии можно посетить бар, там проводится дегустация пива. Также рядом есть магазин, где продают бутылочное и разливное пиво и легкие закуски к нему. Кроме того, «Швитуриc» является спонсором многих спортивных и культурных мероприятий в Клайпеде, с его участием построена новая спортивная арена «Shvyturio Arena» в районе ул. Дубисос.
А какие там пляжи были в 70е!!!!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Игорь Вадимов, пляжи и сейчас ... даже в солнечную прекрасную погоду редкие отдыхающие, а как ветер усилился, так было человек 5-7. Спасибо вам за внимание к моим статьям! Всего вам доброго!
0 Ответить