• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Борис Рохленко Грандмастер

Натюрморт. А зачем в натюрморте мышь?

Виллем ван Алст (1627−1683 гг.), голландский художник, который жил и творил в то время, которое называют «золотым веком голландской живописи», среди всех прочих картин написал, прямо скажем, невзрачный натюрморт. И даже очень невзрачный.

Виллем ван Алст, «Натюрморт с мышью и подсвечником», 1647 г. Фото: commons.wikimedia.org

Подсвечник, свеча с тлеющим фитилем, пара грецких орехов, один орех расколот и кусочки ядра лежат рядом. Возле орехов лежит крупная мышь. Расположено это на столешнице из камня, виден скол на ребре.

Какие мысли рождаются в голове зрителя? Если он знаком с творчеством художника, который щедро рассыпал в своих полотнах разноцветье красок, разнообразие посуды, цветов, фруктов, его — никакого сомнения в этом нет — удивит как бы нарочитая скромность небольшой картинки: она монохромна, одно яркое пятно на сколе ядра ореха, тусклый отблеск догорающего пламени свечи на тарелке подсвечника — и всё!

Казалось бы, какая надобность была у великолепного мастера живописи писать такой незатейливый сюжет (да, собственно, и сюжета нет). Вот его же картина совершенно другого стиля: охотничий натюрморт.

Виллем ван Алст, «Натюрморт с охотничьими принадлежностями», 1664 г.
Виллем ван Алст, «Натюрморт с охотничьими принадлежностями», 1664 г.
Фото: commons.wikimedia.org

С какой точностью и тонкостью выписаны узоры на замке ружья, оперение птицы!

Виллем ван Алст, «Натюрморт с охотничьими принадлежностями» (фрагмент
Виллем ван Алст, «Натюрморт с охотничьими принадлежностями» (фрагмент «Замок ружья»), 1664 г.
Фото: commons.wikimedia.org

Есть группа знатоков живописи, для которой знаковой фигурой является мышь! И они — эти знатоки — приводят читателя к глубинным истокам появления мыши на картине.

Мышей в голландских натюрмортах можно было видеть неоднократно — в картинах Флегеля, Яна Брейгеля Старшего, Саверея, Фосмаера. И был еще один предшественник этой картины — иллюстрированная рукопись знаменитого антверпенского художника Йориса Хёфнагеля, превосходного рисовальщика, рукой которого были зарисованы множество цветов, трав, насекомых и мелких животных. Эти рисунки сопровождались латинскими девизами и афоризмами. А девизы и афоризмы художник черпал из «Пословиц» Эразма Роттердамского с кружевами древней мудрости, которые многократно переиздавались (в начальном издании было 818 пословиц, в последнем прижизненном издании — 4151 пословица).

Йорис и Якоб Хефнагель, «Аллегория о жизни и смерти»
Йорис и Якоб Хефнагель, «Аллегория о жизни и смерти»
Фото: commons.wikimedia.org

На одной из тарелок в «Зарисовках» в центре страницы сидит мышь, окруженная насекомыми, огрызками фруктов и лепестками цветов, здесь же мидия, улитка и огарок свечи. Надпись «Mus non uni fidit antro» («Мышь не полагается на один выход») заимствована у Эразма и означает, что у человека должно быть несколько друзей или более одного интереса — например, философия или богатство, чтобы в конце дня (или в конце жизни) всегда был запасной выход.

Очень может быть, что художник предчувствовал падение экономики страны в связи с непрекращающимися на протяжении десятилетий войнами. И этим объясняется смысл картины — «Mus non uni fidit antro» — «Мышь не полагается на один выход».

Статья опубликована в выпуске 25.06.2021

Комментарии (9):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Я рад за вас!.. Ваше глубокомысленное понимание произведения "Золотого века голландской живописи" высказанное вслух посредством русской письменности, делает почти всех почти счастливыми людьми (как-никак прикосновение к прекрасному). Неважно, что что художник промахнулся с общим светом в картине (см. блики на орехах и блики на шерстке мыши-крысы) И не думаю, что мышь лежит (читать текст статьи) - мышь удобно расположилась подставив на всеобщее обозрение плешивый бок с намасленной шерсткой для некой красоты восприятия и чувственному повествованию о глубинном смысле появлении всего мышеобразного в картинах разных художников всех времен и народов.

    Особенно полезно ваше исследование юным художникам, что только-только начали постигать тайны живописи: ведь главное - накидать побольше "тварей и гадов" в картину и незачем искать цвет и мыслить цветовыми отношениями. Особый шик - указать, что мыши заразные (геморрагическая лихорадка) в названии картины и толпы голландских исследователей вместе с автором статьи даже бесплатно будут наперебой предлагать свои версии сюжета картины.

    Пишите еще - хоть повеселиться можно )))

    • Перваков Филипп, вы, безусловно, самый большой знаток живописи. А если вы еще и преподаете где-нибудь, то ваша точка зрения на западную культуру будет с благодарностью воспринята такими же знатоками. Надо полагать, что вы воспринимаете знание иностранного языка и стремление понять нерусский подход к художественной жизни как измену Родине. Продолжайте в том же духе. И радуйте меня своими опусами. Может быть, я извлеку из них что-то полезное.

  • Перваков Филипп, а ведь по существу - вы правы! Им больше нечем заняться! И они занимаются тем, что называется "Золотым веком голландской живопписи". Мало того, они работают на Netherlands Institute for Art History (Нидерландский институт истории искусства). Не знаю, получают ли они в этом институте зарплату. Известно, что в течение почти 200 лет в Нидерландах были написаны от 10 до 20 МИЛЛИОНОВ живописных полотен. И эти полотна скрупулезно исследуются со всех точек зрения. Результаты регулярно публикуются в научных журналах. Так что автору этой статьи - то есть Б.Рохленко было в удовольствие рассказать о таком анализе картины. И делать мне больше нечего, как писать такого рода статьи. Но я так думаю, что глубокомысленные рассуждения советского знатока живописи определяются его непониманием голландского подхода к анализу художественного произведения, что в свою очередь обусловлено невозможностью познакомиться с первоисточниками на иностранных языках.

  • Перваков Филипп Перваков Филипп Профессионал 26 июня 2021 в 13:13 отредактирован 26 июня 2021 в 13:13 Сообщить модератору

    Есть группа знатоков живописи, для которой знаковой фигурой является мышь! И они — эти знатоки — приводят читателя к глубинным истокам появления мыши на картине. (Автор: Борис Рохленко Источник:https://shkolazhizni.ru/culture/articles/105459/ © Shkolazhizni.ru)

    Знатоки живописи исследуют саму живопись: теплохолодность, воздушную перспективу, колористику произведения, манеру письма и т.д. А сюжетом занимаются искусствоведы, если им больше нечем заняться. Как и автору этой статьи.

  • Возможно, я вижу символ там, где его нет, но ядро грецкого ореха напоминает мозг человека. В эпоху Ренессанса художники помимо прочего интересовались анатомией и заимствовали у медиков и ученых передовые идеи. Так очертания мозга можно заметить на знаменитой фреске Микеланджело. Может, тут тоже не только рассудительная мышь присутствует, а еще и мозг (разум)?

    Оценка статьи: 5

    • Карл-Август Аванти, всё может быть. В разное время разные искусствоведы оценивали элементы картин по-разному. Естествено, самым лучшим описанием могло быть описание, сделанное самим художником. Это случается неверрятно редко. А зрителям картины доставляют удовольствие даже тем, что им приходится "домысливать" за художника.

  • Мне оочень понравилось! Вот люблю я, Борис когда Вы картины описываете! А то что-то "Метаморфозы" мне тяжеловато даются.

    Оценка статьи: 5

    • Лариса Завьялова, я вам очень благодарен за т о терпение, с которым вы читаете мои писульки. Что делать, Овидий требует умственного напряжения: совершенно непривычный стиль, нужно приспособиться даже к тому, как он ставит ударные и безудурные слоги. Но если вы продираетесь (буквально) через его строки, вы понимаете, насколько красивы его обороты речи! Что касается сочинений по картинам: это приятно не только читать, это приятно писать! Открыть для зрителя то, что он не увидит во время беглого просмотра полотна, немножжко заглянуть в его историю, а потом получить удовольствие от написанного! Вам - персонально - огромное спасибо за Ваше внимание к моему писательству! Это Вы меня вдохновили на эти опусы! Кажддый раз я жду Ваших комментариев! Читайте и наслаждайтесь! Всегда с Вами! Б. Рохленко.