• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Подкаст
Алексей Норкин Грандмастер

Какой была гигиена в средневековой Европе?

Часто прошлое, сведения о котором мы черпаем из «исторических» романов, предстает в розовом свете. Вспомним «Трех мушкетеров». Дамы, кавалеры, честь и любовь, интриги и благородство. Лувр, наконец.

Фото: Yory Frenklakh, Shutterstock.com

Были, правда, во дворце некоторые проблемы. Не совсем дворцовые, но отражающие особенности эпохи средневековья. Технология, обеспечивающая сосуществование больших групп людей, еще не была отработана, что и накладывало на народный быт неприятно пахнущий отпечаток.

Европейская история туалета насчитывает немногим больше века — оказывается, в огромном дворце их не было ни одного. О чем думали архитекторы? О возвышенной красоте, конечно. А природа она и есть природа, чего же о ней думать. Отхожие места устраивать в галантную эпоху еще не считали нужным.

По свидетельству очевидца: «В Лувре и вокруг него, внутри двора и в его окрестностях, в аллеях, за дверьми — практически везде можно увидеть тысячи кучек и понюхать самые разные запахи одного и того же — продукта естественного отправления живущих здесь и приходящих сюда ежедневно».

Пораженный луврскими реалиями великий Леонардо да Винчи, посетивший Париж по приглашению короля Франсуа I, спешно спроектировал для монарха туалет с водосмывом. Но, как известно, многие идеи гения опередили современность на века. Водный туалет для французского двора — не исключение.

Для наших современников это все выглядит дико, но «что естественно»… Средневековый Лувр — не исключение, а только часть целого. Принимать какие-то специфические меры для решения гигиенических проблем просто не умели и жили, как придется.

В средневековой Франции жители парижских многоэтажек от помоев избавлялись просто — выливали их в окно. А чтобы случайно не окатить сверху зазевавшегося прохожего, придерживались правила: прежде чем вылить помои, горожане трижды громко кричали: «Осторожно, выливаю!»

Нельзя сказать, что власти не боролись с явлением. В истории гигиены первый закон, запрещавший выливать содержимое ночных горшков в окно, был принят еще в 1270-м году. Но ведь одних запретов мало, а городской канализации в этот период истории Европы еще не существовало.

Джузеппе-Мария Креспи, «Женщина, ищущая блох», ок. 1709 г.
Джузеппе-Мария Креспи, «Женщина, ищущая блох», ок. 1709 г.
Фото: общественное достояние

Под изысканными нарядами аристократы носили шелковое белье. Причина его популярности проста. В скользкой материи не водились паразиты, блохи и вши, им там было не за что уцепиться.

О том, что насекомые были проблемой, свидетельствуют образцы хитроумных приспособлений, которые можно встретить даже в Эрмитаже. Речь о блохоловках. Знатные люди заказывали их из драгоценных металлов. Приспособления с приманкой — кусочком меха, пропитанного кровью, закладывали в пышные парики, часто украшавшие бритые наголо головы.

С точки зрения современного гигиениста в распространении насекомых не было ничего необычного. Требования гигиены — это порождение более позднего времени. А в средние века даже знатные дамы принимали ванну не чаще пары-тройки раз в году. Знаменитый Король-Солнце, сын Анны Австрийской Людовик XIV, вообще мылся всего два раза в жизни, и то по настойчивым рекомендациям врачей.

На таком цивилизованном европейском фоне по меньшей мере странными выглядели некоторые обычаи России. Людовик XIV даже подсылал ко двору Петра Первого специальных шпионов, чтобы выяснить, чем именно занимался в уединении светлейший Меньшиков, еженедельно посещавший баню. Короля-Солнце, не дружившего с водой, понять можно. У него не укладывалось в голове, что мыться можно так часто.

Неизвестный художник, «Портрет А. Д. Меншикова», 1716—1720 гг.
Неизвестный художник, «Портрет А. Д. Меншикова», 1716—1720 гг.
Фото: общественное достояние

Впрочем, бани банями, а в целом благоухание улиц российских городов мало чем отличалось от европейских. О «вонючих потоках» у памятника Минину и Пожарскому писали московские газеты еще в 1871 году. Среди всех российских городов и населенных пунктов начала XX века, а было их более тысячи, канализацию имели всего лишь одиннадцать.

За последние сто лет быт горожан изменился кардинально. Стоит помнить об этом, и, поэтизируя прошлое, ценить настоящее.

Статья опубликована в выпуске 5.11.2008
Обновлено 11.08.2022

Комментарии (53):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Игорь Войнов Читатель 17 октября 2017 в 18:50 отредактирован 22 мая 2018 в 13:54 Сообщить модератору

    как хорошо, что я живу в современном цивилизованном мире со всеми удобствами

  • Статье уже больше 4 лет, а демократы продолжают смердеть...
    Анекдоты против правды - это круто. Но фактов этим не отменить.

    Оценка статьи: 5

  • Андрей Обломов Андрей Обломов Читатель 10 сентября 2017 в 13:55 отредактирован 10 сентября 2017 в 18:26 Сообщить модератору

    Владимир Радченко, (отредактировано модератором) насчёт слова "смерд" - посмотри хотя бы словари: Смерд (мн. смерды) — категория населения по «Русской правде», крестьянин на Руси ... «смурд», «сморд», «смордон») имеет индоевропейское происхождение в значении «человек», «зависимый человек», «обычный человек».

    Оценка статьи: 5

    • Андрей Обломов, вынужден отредактировать ваш комментарий.
      Вы хотите досконально объяснить собеседнику его родословную? Пожалуйте в систему личных сообщений -комментарии к познавательной статье предназначены для другого.
      Вам есть что сказать по теме статьи - вы эксперт или просто неравнодушный человек? Добро пожаловать! Будьте как дома, но ведите себя корректно, пожалуйста.
      К сожалению, тема средневековой гигиены (в отличие, например, гигиены времен Римской империи) в прямом смысле дурно пахнет.

      • Михаил Хорошев,
        Почему тема только средневековой гигиены плохо пахнет?
        Моё детство и юнность прошли в московских дворах. В начале 50-ых ходило множество анекдотов (достаточно примитивных), в которых участвовали русские и другие народы.
        Был, например, такой анекдот:
        «Поспорили француз, англичанин и русский, кто дольше просидит в сарае с козлом. Француз с выпучиными глазами выскочил из сарая через 10 минут, ангичанин в таком же состоянии выскочил через полчаса. Вошел в сарай русский, через час с выпучеными глазами выскочил козел, упал и издох». Анекдот рассказывали с гордой ухмылкой. У меня, тогда еще пацана, это вызывало недоумение – чем тут гордиться? Что русские вонючей козла? Потом , когда Хрущев придумал одинадцатилетку и, чтобы попасть в институт, а не в армию, надо было иметь два года рабочего стажа. Я как и многие другие побежал работать на завод. Там я опять услышал этот анекдот, рассказанный с той же гордой ухмылкой.

        Оценка статьи: 2

        • Владимир Радченко, вполне допускаю, что тему средневековой гигиены можно связать с московскими дворами (и в Москве тоже было свое Средневековье, факт). Имеют ли московские дворы отношение к средневековой Европе? Вопрос дискуссионный, тема (даже без привязки к гигиене) еще ждет своего вдумчивого исследователя уровня Бахтина.
          Что же касается дурно пахнущих тем - их действительно много ("желтая пресса" - тому пример), но тема обсуждаемой статьи вполне конкретна, и не допускает толкований. Вполне возможно, что автор напишет продолжение - про все города, страны и континенты (вопросы гигиены актуальны везде) - и вот тогда, под конкретными тематическими статьями, можно будет продолжить содержательный разговор.
          Анекдот про сарай с козлом никогда слышать не доводилось, хотя этим жанром я довольно серьезно интересуюсь, да и на заводе тоже работать доводилось. Не в курсе и Яндекс с Гуглом, хотя жанр весьма широко представлен в Интернете. Таким образом, можно всерьез говорить о премьере как минимум в русскоязычной части Интернета.

          • Михаил Хорошев,
            Я тоже много чего не могу найти в интернете из фолклора 50-ых годов. Например, была серия анекдотов про Вантё и Мантё. Пацаны тогда чуть что кричали: «Вантё, тормози лаптёй, дярёвня близко». А после анекдота про посещении этими персонажами оперы, после "Куда, куда Вы удалились?", все улыбались. Тогда анекдоты обычно бывали в рифму. Например: «Дорогая моя Мэри, и живу я в эсэсэре...» Попробуйте найти. Или вот в конце 50-ых услышал залихватскую песенку, я думаю, еще дореволюционную: «Помню в детстве я пропил три рубля, рубашку...... и камзол». Тоже не могу найти.
            Можете считать это премьерами.
            Анекдот про сарай очень даже в тему, т. к. автор утверждает, что Россия, которой в средневековье еще и не было, а была Московия, платившая дань татарам до 1700 года, была чистоплотней Европы, что даже при беглом взгляде любого человека, читавшего записки иностранцев, посетивших Московию в те времена, является обычной российской брехнёй.

            Оценка статьи: 2

            • Владимир Радченко, я еще раз внимательно перечитал статью. Честно говоря, не увидел у автора какой-то предвзятости по отношению к европейцам. Основной посыл статьи: "Технология, обеспечивающая сосуществование больших групп людей, еще не была отработана, что и накладывало на быт неприятно пахнущий отпечаток."
              Да, именно так. Чем больше людей живет на ограниченном пространстве, тем сложнее обеспечить выполнение даже элементарных норм санитарии и гигиены. В этом смысле - да, в средневековой Европе было гораздо больше грязи. И только потому, что уже в средневековье в Европе жило несопоставимо, на порядок больше народу (по некоторым оценкам, численность населения Европы в 15 в. была примерна равна численности населения современной России). Отсюда и разного рода серьезнейшие проблемы, включая ужасные эпидемии.
              Но если брать относительные показатели - грязь была везде, и было ее очень много. Те, кто изучают историю по учебникам да рыцарским романам, были бы глубоко шокированы, если провести доскональную реконструкцию тех славных времен.
              В конце статьи автор прямо пишет: "в целом благоухание улиц российских городов мало чем отличалось от европейских", с некоторыми неприятными для российской общественности подробностями. Считаю, что автор был достаточно объективен при написании этой статьи.
              Что же касается фольклора 50-х годов - это интересно, и может представлять историческую ценность. Я понимаю, что очень многое найти в современном интернете невозможно (что-то утеряно, что-то - до сих пор секретно, что-то можно найти только в специализированных архивах), поэтому мои слова о премьере просто констатировали факт, без эмоциональной окраски. Было бы здорово - записать ваши воспоминания, да хоть бы и в рамках данного сайта. История будет вам благодарна, серьезно.

              • Михаил Хорошев,
                Мы можем придумать или домыслить что угодно, чтобы «доказать», что хоть когда-то в городах было грязнее, чем в селе. Хотя считаю (м. б. неверно), что чем выше культура, тем выше в том числе и гигиена («заморское» слово, привезенное в Россию европейцами относительно недавно). А в культурном отношении... в 15-го веке в Европе уже 4 века как в Болоньи был построен первый европейский университет, 2 века как была написана «Великая Хартия Вольностей», а Московия в 15 в. была одним из улусов Золотой орды (К. Маркс считал, что Россия наследница, продолжение Орды). Но нам не надо ничего придумывать или додумывать. Есть (даже на русском языке) записи европейцев, побывавшими в Московии, c описанием в том числе быта аборигенов.
                О написании моих воспоминаний и о благодарной истории. Русский «гений» Ломоносов еще в середине 18-ого века при первой попытке написать историю России (Мюллером) возопил к императрице, что, мол, «во всей речи ни одного случая не показал к славе российского народа ...» С тех пор в России так и пишут «историю» по завету этого «гения». Я так писать не умею.
                И еще. В прошлом году в ШЖ была опубликована статья Аркадия Шевкуна «Почему для России таким трагичным было начало 20-го века?» Я в ФБ обещал ему ответить на эту статью, написав, как Россия пришла к Русско-Японской войне. Начал было писать, выстраивая известные факты в ряд. К сожалению, вскоре Аркадий departed from this world. Т. к. я ему обещал, то продолжил писать. Но, когда я наткнулся на геноцид китайцев в Благовещенске, я вспомнил: "Взвешивание на весах национальных интересов России создает абсолютный стандарт истинности и достоверности..." (что-то очень похожее я читал в «Застольные разговоры Гитлера»), то я понял, что, если не все, то большая часть фактов из того, что я собрал, не «соответствует национальным интересам России», так что эти события для России не существуют и никто в России (кроме «иностранных агентов») их не опубликует.

                Оценка статьи: 2

                • Владимир Радченко, если говорить именно о гигиене (хотя в контексте данной статьи корректнее всё же говорить о санитарии как прикладной части этой науки), то конкретно средневековая Европа будет крайне неудачным образцом. Точнее, будет примером того, на что равняться не стоит ни при каких обстоятельствах. Я уже приводил пример, почему.

                  Прекрасный образец для подражания - это гениальные инженерные решения времен Римской Империи (например, просто снимаю шляпу перед строителями системы водоснабжения крепости Масада). Для меня до сих пор остается загадкой, почему на столетия эти практики были забыты. Ведь были уже внедрены водопровод и канализация, были общественные бани...
                  Проточная вода - вот ключ к решению основных городских санитарных проблем. По факту, только внедрение центрального водопровода (а на дворе уже был XIX век!) позволило, наконец, европейцам во многом (но еще не окончательно) победить многочисленные эпидемии.

                  Лучшие практики именно средневековой гигиены - это про Восток (например, Хорезм и Самарканд), но никак не про Европу. Прежде всего, речь про труды (во всех смыслах этого слова) Ибн Сины (Авиценны) по вопросам гигиены.
                  Что же касается Европы - единственное относительно "светлое пятно" тех времен по части санитарии - Византийская Империя. И только потому, что долгое время сохраняли верность еще римским традициям.
                  А если говорить о территории современной России, то безусловным лидером по части санитарии в средневековье была Новгородская республика (к слову, выборная демократия образца XII века!). Связано ли это с высоким уровнем культуры и торговли (все же Великий Новгород - участник Ганзейского союза) - вопрос дискуссионный, а вот то, что в городе водопровод был - факт.

                  Города - с точки зрения именно гигиены (да и санитарии, в частности) - и сейчас являются самым большим источником загрязнения окружающей среды. Загрязнение - это и шумы, и электромагнитное излучение, и промышленность, и автомобили, и мусорные полигоны - да много чего еще. Здесь, к сожалению, в целом за столетия ситуация мало изменилась.

                  Михаил Васильевич Ломоносов, раз уж вы его упомянули, (к слову, Почетный член Шведской королевской академии наук) занимался вопросами практической гигиены. Например, тем что сейчас бы назвали "техникой безопасности при производстве опасных работ" - в то время тема была очень актуальна для металлургических заводов и "рудных дел".

                  • Михаил Хорошев, Три года прошло. Надо бы ответить. Сама статья забавная. Название отсылает в Средневековье, а в качестве примеров приводятся анекдоты про персоны из 17-18 веков, хотя Средневековье (в Европе, не в России) кончилось в конце 15-го века.
                    Я не интересовался санитарией в Византии, знаю только, что после завоевания её турками, простой народ во главе с элитой бежали не в православную Московию, а в Европу – к латинянам.
                    Посмотрите в Google замечательные средневековые гравюры, изображающие европейские бани.
                    Что касается Ломоносова, то я где-то читал, естественно, в российских источниках, что он и в какой-то итальянской академии состоял. Правда, в англоязычных источниках об этом академике ничего нет.
                    Меня мало интересует, «вклад» Ломоносова в естественные науки, которыми он занимался, когда не был пьян. Мне более интересен его «вклад» в Российскую историографию. Давайте я с повторением напишу об этом более развернуто.
                    До Петра никакой науки в Московии не просто не было, но она считалась грехом. Петр привез, прельстив большими окладами, много западных ученых, которые и создали в России, как по приказу царя стали называть Московию, «российскую» науку. Одним из них был молодой немецкий ученый Герхард Миллер.
                    С немецкой аккуратностью он погрузился в собирание и изучение исторических документов, летописей. Проведя 10 лет в научной экспедиции в Сибири, Миллер собрал, то есть спас, столько документов, что его архив изучают до сих пор. Когда Миллеру в 1749 году, как серьёзному и чуть ли не единственному в России историку было поручено прочитать речь для торжественного заседания Академии: «Происхождение народа и имени российского», то он, как европеец, исходил из того, что: «Историк должен казаться без отечества, без веры, без государя. Всё, что историк говорит, должно быть истинно, и никогда не должен он давать повод к возбуждению к себе подозрения в лести».
                    Но Академия была не европейская, а российская, поэтому доклад Миллеру не дали дочитать на том основании, что «во всей речи ни одного случая не показал к славе российского народа, но только упомянул о том больше, что к бесславию служить может, а именно: как их многократно разбивали в сражениях, где грабежом, огнём и мечом пустошили и у царей их сокровища грабили. А напоследок удивления достойно, с какой неосторожностью употребил экспрессию, что скандинавы победоносным своим оружием благополучно себе всю Россию покорили». Самое нелепое (но обычное для России), что такими словами «возопил» к империатрице Ломоносов, про которого современники сказали: «...совершенным невежда во всем, что называется историческою наукою». Это могло бы остаться обычной склокой так характерной в научных (и не только в научных) кругах, но в дело вмешалась императрица Елизавета I, которую в России называли просветительницей, а Салтыков-Щедрин в «Истории одного города» назвал «бездельная проходимица Клемантинка де Бурбон», и приказала сжечь первое научное исследование по истории России.
                    Так российская историческая наука была убита в зародыше. И одним из trigger’ов был «гений» Ломоносов, по заветам которого так и стала писаться российская история , т. е. «к славе российского народа». Уже чуть менее века после этого (1842 г.) гениальный Жюль Мишле с полным основанием написал: "Россия – это ложь. Это апофеоз лжи и видимости. Сегодня она говорит нам: "Я – христианство", – завтра скажет: "Я – социализм".

                    Оценка статьи: 2

  • «Трудно быть богом» — научно-фантастическая повесть Аркадия и Бориса Стругацких. Написана в 1963 году. Там звездолёт с Земли тайно прибывает на орбиту планеты, где царит средневековье, точь-в-точь совпадающее по манерам и культуре с нашими "земельными" тёмными временами. Один из астронавтов отпраляется в то общество шпионом под видом рыцаря. Так его снабжают целым арсеналом медикаментов и имплантов во избежание отравления и заболеваний в их никогда не моющемся обществе. А ведь по заданию нашему агенту предстояло ещё неоднократно вступать в интимную близость с аристократками того "свинарника". Читал это ещё в школьные года и считал гиперболизацией, а оказалось, что это всё правда про Европу, вечно пытающуюся нас представить дикарями. Ну что же, "время - самый справедливый судья", как писал Бомарше, и оно показало - лучше ли быть "дикарями", еженедельно моющимися в бане, или "цивилизованными" европейцами, устроившими сами себе мор из-за антисанитарии, в резуьтате которого от чумы погибла половина населения Европы.

    Сейчас они напоролись на другой вид антисанитарии - моральный! Миллион "беженцев" из Азии и Африки уже стали чумой для "цивилизованной" Европы. А мы должны опять их спасать?

    P.S. Кстати, кто может подсказать, как найти название и автора повести по краткому описанию его содержания? Может быть есть такие ресурсы или сообщества? Конкретно интересует книжка карманного формата, изданная ещё лет 5-10 назад, где российский автор описывает в фантастическом романе приход к власти таких людей, как Путин и Медведев, а также климатические катаклизмы, в результате которых Гольфстрим останавливается, Европа замерзает, а люди начинают миллионами переселяться в Россию. Книжку эту я нашёл тогда ещё во времена кризиса на автобусной остановке, когда возникло такое движение - не выбрасывать прочитанное чтиво, а оставлять на скамейке для других. К сожалению книжку эту у меня бессовестно зажала мама моего одноклассника...

    Оценка статьи: 5

    • На этом же сайте была похожая статья «Почему иностранцы боялись русской бани?».
      Ровно два года назад я написал и сейчас повторю:

      «Чем кумушек считать трудиться,
      Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?»
      Абсолютное большинство жителей Московии были смерды (крестьяне). Насколько они были чистоплотны можно судить по тому, что в русском языке появился глагол «смердеть».
      В 17-ом веке в Московию приезжает хорват Юрий Крижачич (наверное, первый славянофил) с безумной идеей объеденить всех славян под руководством Московии , которую он тоже посчитал славянской строаной из-за того, что жители говорили по-славянски. Вот как он описывает нравы жителей Московии.
      «Еду и образ жизни наш чужеземцы ругают и приписывают нам грубость и неопрятность. Ибо деньги мы прячем во рту. Мужик дополна наливает братину питьем, обмакивает в нее оба пальца и подает гостю пить. Квас продают грязным. Посуда у многих оказывается немытой».
      Может быть это простолюдины были такие, а «лучшие люди» регулярно ходили в баню и отличались чистоплотностью? Читаем дальше у Крижачича:
      «Датский король сказал о наших послах: «Если эти люди несколько раз ко мне придут, то мне придется построить для них свинарник, ибо там, где они побудут, полгода никто не сможет жить из-за смрада».
      В иной стране о наших послах в общенародных еженедельных известиях было написано с насмешкой: «если, дескать, они заходили в какую-нибудь лавку, чтобы что-нибудь купить, то после их ухода целый час никто не мог войти [туда] из-за смрада».
      А в некоем городе в гостинице под названием «У золотого вола» останавливались наши послы, и в [этой] обычно чистой обители был нестерпимый смрад и удивительная грязь».
      В начале 18-го века в Англию приезжает посольство Московии во главе с Петром. Как за три месяца царь и его посольство заср@ли дом, где они жили, хорошо известно.
      Продолжайте дальше писать о грязных европейцах.

      Оценка статьи: 2

      • Владимир Радченко, почитайте книжечку Всеволода Овчинникова о непритязательных нравах англичан в наши дни (немножко раньше). Он пишет очень доброжелательно. Мне запомнилось и понравилось, как невозмутимо мамаша наблюдает, что ребёнок,играя, испачкался в луже.

        Оценка статьи: 5

  • Олег Стражников Олег Стражников Читатель 9 января 2017 в 17:07 отредактирован 9 января 2017 в 17:08 Сообщить модератору

    - Давай, я пропылесошу твои уши
    - В этом нет необходимости, запротестовал Карлсон, я их мыл в прошлом году! ("Малыш и Карлсон", А.Линдгрен)

    Оценка статьи: 5

  • Одним из негласных условий сегодняшнего ВУЗа высшего уровня аккредитации является - отсутствие возможности лоцировать наличие общественного туалета, располагающегося этажом выше/ниже, по запаху... (что, впрочем, традиционно наблюдается почти повсеместно )

    Оценка статьи: 5

  • Рома Болгарчук Рома Болгарчук Дебютант 20 августа 2013 в 22:41 отредактирован 20 августа 2013 в 22:44 Сообщить модератору

    Хорошая статья и видео. Кстати - "осторожно вылеваю!" начали кричать лишь после того как окатили какого то короля. После чего он издал такой указ - предупреждать. Но увы кто это был и источник я не помню... так что возможно и ошибаюсь. Вобще средневековье шальное время - Пляска святого Витта - от которой падали замертво, инквизиция, чума... Есть что вспомнить ))). Есть предположения что идет деградация общества и возможно новое средневековье - так что подобная статья хорошее напоминание о том, что нам дала наука (в частности гигиена, медицина), технологии и прогресс, который сейчас начинают хаять многие невежды.

    Оценка статьи: 5

  • Отличная статья и видео подкаста.

    Оценка статьи: 5

  • Статья "Прощай, немытая Европа" mail.ru

    Специально для любителей покричать, что они всегда были лучше всех и больше всех мылись.

  • прежде чем вылить помои, горожане трижды громко кричали: «Осторожно, выливаю!»
    Если не ошибаюсь, ответ на звонок "Алло" пошел с тех времен.

    Оценка статьи: 5

  • Эээ, насчет мытья - все было не совсем так. В средневековой Европе мыться резко перестали после эпидемии чумы, потому что "в пиве сила, а в воде микробы", а до этого вполне себе в подвалах многих городских домов были бани, читайте Броделя (крестьяне насчет мытья не переламывались, это правда, почитать хотя бы "Монтайю" Ле Руа-Ладюри: крестьяне Окситании в массовом порядке искали друг у друга вшей и баню в соседнем городе воспринимали как пип-шоу на халяву, а не как гигиеническую процедуру, хотя если они за кем-то в бане подглядывали - значит, таки кто-то там МЫЛСЯ?). Про Дюма все знают, а вот "Сэра Найджела" Конан-Дойля читали не все, а там есть милая сценка, как английский полководец времен Столетней войны Джон Чандос беседует со своим юным приятелем Найджелом, принимая горячую ванну (ну тупо в бочке, конечно, но...).
    Если уж всякий добрый католик считал, что мыться - дьявольское искушение, зачем при монастырях были бани? Чтоб помучиться лишний раз?
    Причем отдельные товарищи не были грязнулями даже в самом раннем Средневековье: если в "Деяниях лангобардов" Павла Диакона встречается такой диалог: "А штаны у тебя чистые? - О да. - А то, что в них?" - то явно гигиена этим ребятам была не чужда. (Там фигурирует и некая королева, которая моет голову...)
    Пудру для волос, кстати, придумали как род сухого шампуня (опять же чтоб с водой не связываться): нанес, вычесал, и все счастливы.
    Вот насчет горшков и их содержимого - это да, проблема. Хотя в некоторых рыцарских замках были нужники формата "дырка в полу" (ими могли, правда, воспользоваться местные ниндзя как дополнительным ходом в замок). Но зачем нам кивать на какое-то непросвещенное средневековье, если достаточно погулять по какому-нибудь городскому современному скверу, чтобы обнаружить пару-тройку таких вот мини-Лувров в укромных уголках под сенью струй, стихийно устроенных любителями пива и просто гуляющими, потому что нашему человеку на платный туалет раскошеливаться гордость мешает, да и не везде сии заведения наличествуют, даже пусть и платные...

  • Анекдот был про деревню, где ни одной бани. Турист спрашивает местных:
    - Да где же вы моетесь?!
    - А в речке!
    - А зимой как же?
    - А сколько там той зимы?

    Оценка статьи: 5

    • Ксения Печий, Анекдот про сегодняшнюю ситуацию с горячей водой:

      Разговор в Одессе :
      - Розочка, таки этот поц Сёма сказал, шо он так меня жаждет, шо желает всю облизать. Таки я наверно соглашусь - горячую воду уже как неделю отключили...

      Оценка статьи: 5

    • Ксения Печий, я помню слоган "Приходи, чайку попьём, поищемся" ( в смысле вшей)

      Дополнения весомые как Л.Алексейцева, так Н.Гавриловой.

      В статье не упомянут Уатт, изобретатель современного водяного клапана унитаза. В Лондоне(?) его досадили запахи канализации без затворов и как пример тому, что нужда стимулирует творчество, он и придумал этот простой и надёжный затвор (клапан).

      Оценка статьи: 5

      • Сергей Дмитриев, моя мама сейчас в селе до сих пор моется в тазиках и ходит в деревянную будку за домом, потому что канализации в селе нету... Так и говорит -- мне бы здесь душ и туалет нормальный, я бы тут жила. А так...

        Оценка статьи: 5

        • Ксения Печий, неужели на селе нет бани? Брязгаться в тазике это нонсенс 21-го века для Закарпатья(как я представляю)

          Надо немедленно наладить быт на селе. Летом достаточно тёплый душ можно сделать нагревом воды солнцем с теплоизоляцией ёмкости. Ведь вода-то есть.Туалет тоже можно устроить достаточно комфортный с утилизацией.

          Оценка статьи: 5

          • Сергей Дмитриев, меня кстати всегда очень остро интересовало -- почему в России в каждом дворе банька, а у нас на Украине -- хрен по всей морде? Неужели мы меньше мылись?!
            С детства помню, что в селе у бабушки летом мылись на огороде в огромной железной ванне (балия), которая или нагревалась целый день на солнце, или два ведра гретой воды туда, холодной разбавили -- и вуаля!
            Зимою сложнее. Балия емкостью поменьше (не разляжешься, только сесть кучненько в ней) вносилась в дом, расстилали по полу клеёнку, наливали воду и мылись. Деда выгоняли в другую комнату, пока девки мылись по очереди.
            Потом мы выгонялись, пока дед купался и бабушка ему плечи тёрла. Потом вёдрами вода выносилась в дренажную канаву. И ведра же и поливали на макушку чистой водой -- полоскали после купания. Меня, ребёнка, ежевечерне попой в тазик сажали, всякие места помыть -- гигиена. И ноги между пальцами влажной тряпкой.
            С туалетами в селе беда, яма она и есть яма... Машины-ассинезаторы у нас не водятся. Дом и двор на жёлтой глине, дренажная канава с трёх сторон участка где-то 80см глубиной и столько же шириною, всё время замуливается. Мама -- вдова, мужиков в доме нет, копателей часто нанимать -- дорогое удовольствие для пенсионерки, вот и мыкается...

            Оценка статьи: 5

            • Ксения Печий, ой, а я сразу вспомнила, как мы на студенческой картошке жили в деревне - это была песня !!! И про гигиену, и про баню - целая история, надо, пожалуй, как-нибудь воспоминательный постик в бложик забацать

              А в древнем мире я бы, наверное, не выжила: анафилактический шок и - нет человека.

              Оценка статьи: 5

            • Но первые зафиксированные бани - назывались они мови, или мыйни, не считая сказок об Андрее, упоминаются в Киеве, да и деревляне, которых туда отправили, явно были с ними знакомы. А в археологических раскопках находят море рукомойников - и кувшинов, и тазиков к ним. Балии тоже были... Интересно было бы узнать, действительно ли в Московии бани были повсеместно распространены? Или это миф, такой же, как завшивелая Европа? Не помню, как называлось это замечательное произведение советской литературы, в котором пионерка приходила домой и они с мамой начинали "искаться" - вшей друг у друга вылавливать)

  • гигиена

    туалеты были задолго до средневековья.известно изречение по поводу налога на общественные туалеты:деньги не пахнут(римляне в них устраивали совещания.)они же были за много тысяч лет назад(мохенджо-даро).в средних веках функцию отхожих мест выполняли балконы.допустим,рыцарь исполняет романс:"о выйди,выйди скорей на балкон!"-а в ответ ему известно что летит.

  • Спасибо!

    Очень интересная, познавательная статья. Хочу добавить: По одной из версий, первый туалет появился на острове Крит задолго до начала нашей эры. «Продвинутые» жители Крита уже тогда строили внутренние туалеты со смывом.
    Выглядели они, как каменные стульчаки, к которым при помощи сложной системы труб подводилась вода.
    Однако каким-то странным образом будущие поколения забыли о туалетах со смывом почти на 4 тысячи лет, повернувшись лицом к ночным вазам.
    С тех пор прошло много времени и подход к проблеме туалетов значительно изменился! Туалет уже перестает быть просто местом для отправления естественных потребностей. Так японские компании выбросили на рынок страны новые, высокотехнологичкские туалеты, способные превратить столь интимные минуты нашей жизни в приятные и полезные для здоровья.
    "Умные" туалеты обладают всевозможными функциями: одни при приближении хозяина начинают светится "от радости" и могут наигрывать сотни мелодий в зависимости от вашего настроения, другие подходят к своей службе более серьезно – проводят анализ мочи, измеряют уровень сахара и холестерина и даже посылают результаты анализов в ваш медицинский центр. Правда для этого необходимо будет дополнительно подключить унитаз к Интернету, но, согласитесь, здоровье важнее.

  • Ждём статью о среневековой Азии. Для контраста.

    Оценка статьи: 5

  • Какой была гигиена в цивилизованных странах,

    и как русские варвары не вписывались в эту цивилизацию.
    Ну, "удобства во дворе" это реалии, но в том же дворе стоит и банька! Видимо, шёлк был не по карману, поэтому приходилось регулярно мыться и стирать бельё.

    Предки были не дурнее нас, а тем более Европы!

    Оценка статьи: 5

  • Эх...Добавить бы этот текст в учебники
    по средневековой истории.

  • Мерзко все это конечно, я вот задаюсь вопросом, ну неужели наш человеческий инстинкт не подсказывал этим ГОСПОДАМ что надо мыться? И как они все не повымерали от этого смрада и ифекций?

    Оценка статьи: 5

    • Прим Палвер Прим Палвер Дебютант 8 декабря 2008 в 02:51 отредактирован 8 декабря 2008 в 02:52 Сообщить модератору

      Были и европейские врачи, говорившие, что мыться вредно. Логически просто: человек, долго не моющийся, испытывает ой какой дискомфорт при мытье. А ещё если не в самой горячей воде!

      С чего бы французам парфумы изобретать? Это мы сейчас считаем, что силь пахнущее - уже зловоние, даже если духи. А тогда - вонь вонью заглушали.

      Монголы того самого нашего любимого времени вообще считали, что они воинскую доблесть смывают.

      Оценка статьи: 5

      • Прим Палвер, А в то время мыться действительно было вредно.
        Представьте себе, вы помылись в бане. И на чистое тело с открытыми порами надели одежду. Полгода не стиранную. Это же убийственно!
        А одежду стирать было вредно. Она после стирки становилась блеклой, вылинявшей. Усаживалась в размерах не как из современной ткани. Из тех одежд сохранились только джинсы, покрашенные индиго.


        .

        Оценка статьи: 5

    • Вот как всё было! Моё имхо! )

      всё дело в уровне культуры.. мм.. точнее этикета наверне.. или даже культуры элементарной гигиены!.. вот, точно! а ведь вспомните, что на этот счёт можно сказать о мусульманской цивилизации той же эпохи! совершенно другой уровень гигиены! у них даже специальные трактаты на это были, например, "Трактат по гигиене" Абу Али Ибн Сины /жил примерно в начале второго тысячелетия/! Ну.. это и ясно, ислам сам по себе провозглашается как религия чистоты помыслов, дел и, соответственно, так же и чистоты тела. В христианской культурной и религиозной традиции тех эпох отсутствовало понятие чистоты тела. Прежде всего ставилось целью очистить душу!.

      В западной церкви, т.е у католиков, стремление к очищению души осуществлялось главным образом через познание разума об устройстве мира с одной стороны, а с другой это было стремлением "возвысить" свою душу в отношениях и интригах..! Вот католики так долго и "клали" на гигиену!.., им подавай в первую очередь красоту чисто внутреннюю, красоту модели.., но на такие мелочи как красота обычной жизни.. это же так обычн и примитивно, зачем этому придавать внимание!.. Они жили головой и душой, а не телом!.

      Что было в те далёкие времена на Руси.. у наших сначала языческих, а затем православных предков?.. А была простота обычая! Русичи /условно говоря, конечно!/ ели, пили, строили, воевали, купались).. мм.. хэх, дальше совсем интересные ассоциации возникают).. Вот, было у них всё просто и понятно.. одним словом, ЕСТЕСТВЕННО! )

      Т.е я так себе всё это представляю.. исключительно основываясь на своих субъективных впечатлениях, опыте, восприятии и размышлениях.., и особыми строгими фактами в пользу своих рассуждений я не располагаю. Это просто мои мысли! Т.ч не судите строго.

  • Ещё в Тауэре в Лондоне: в башнях эркеры (может и не эркеры но похожие, только не круглые, а квадратные) а внизу - "в дне", так сказать, дырка. Туалет. Что они три раза кричали, прежде чем...?

    Оценка статьи: 5

  • Этель Капризная Этель Капризная Читатель 5 ноября 2008 в 09:52 отредактирован 22 мая 2018 в 17:46 Сообщить модератору

    Да уж, человеческой природе присуще бороться со следствиями, а не устранять причину . В это время, если я не ошибаюсь, были придманы общеизвестные плащи макентоши с копюшонами, чтобы вовремя успеть укрыться от изливающихся "ароматных" потоков, ну и конечно величайшее творение того времени - это знаменитые французские духи и масла, которыми вельможи натирались, чтобы забить запах своего немытого естества.

  • Вот, а мне муж не верит, когда я ему говорю, что камушки на улицах Помпей были положены для того, чтоб по помоям и нечистотам не ходить, которые по улицам текли. Говорит: "Быть такого не может!" Надо ему вашу статью показать.

    Оценка статьи: 5

    • Анна Новая, не надо!
      В Древнем Риме (государстве, а не только городе) как раз были и водопровод, и канализация, и общественные бани, и общественные туалеты...А вот западное католичество отвергло всё это как языческие обычаи: христианину-де не пристало заботиться о бренном и грешном теле...

      • Евгения Комарова,
        Что значит "не надо!"? Я написала то, что нам объяснил экскурсовод (уроженец тех мест, кстати). Если у Вас есть другое объяснение этим камням на улицах, отличное от объяснений историков - приведите его, пожалуйста. Вы были в бедном квартале Помпей? Видели там водопровод и туалет в доме бедняка? Я лично не видела, поэтому вполне соглашаюсь с тем, что помои могли спокойно выбрасываться на улицу, как и по всей Европе.
        Возможно, бани (которые там действительно были), акведук и помои на улицах прекрасно сосуществовали в то время...

        Оценка статьи: 5

      • Евгения Комарова, да, и римляне фиалками испряжнялись, и улицы розами благоухали ))) Нет, Евгения, города и в Др. Риме, не городе, а государстве, были весьма вонючи. Наличие общественных туалетов от зловония не спасало, а наоборот, очень к месту оказывалось.

        • Люба Мельник, что это вы так разнервничались?
          Кто-то посмел упомянуть о наличии бань не только в России?
          Вы сомневаетесь в их наличии в Древнем Риме, равно как и водопровода,и канализации ? А может быть, сомневаетесь в том, что римляне этими банями пользовались?

  • Мдааа... Я, конечно, подозревала нечто в этом роде, но не думала, что все было НАСТОЛЬКО печально...

    А мы вот ленивые, нам чесаться лень, потому и моемся каждый день...

    Оценка статьи: 5