Вполне возможно, что появились первые «парикмахеры», когда «человек был дикий, страшно дикий» (Р. Киплинг, «Кошка, гулявшая сама по себе»).
Наши далекие предки в те непростые времена старались придать себе свирепый, устрашающий вид: нужно было продемонстрировать духу-покровителю племени, что оно, племя, достойно его поддержки, и одновременно отпугнуть духов чужих — злых и вредных.
Выбирали себе покровителя люди из самых сильных зверей или птиц и, задабривая своё божество, старались стать похожими на него — одевались в шкуры, вплетали в волосы перья, клыки и кости.
Вот и выходит, что уже на заре человечества люди создавали себе выбранный образ специально, а если учесть, что каждый мог носить шкуру зверя, убитого собственноручно, то этот образ нес в себе и социальную значимость. Чем удачливее охотник, чем больше у него шкур, тем ценнее он для племени. Ему подражали, им восхищались. Еще бы! Мужественный, одетый в шкуру леопарда, с клыками льва, с головой, украшенной орлиными перьями, он являлся эталоном силы, ловкости и смелости.
Волосам уделяли особое внимание: укорачивали сильно отросшие с помощью каменных ножей, смазывали волосы цветной глиной и скучивали их в жгуты (первобытные дреды), украшали свои прически красивыми, яркими перышками, ракушками, цветами, костями мелких животных. Самому это делать не очень удобно, вот и прибегали к помощи соплеменников. Чем не первые парикмахерские?
Шли века, менялся человек, меняя при этом свой жизненный уклад, а значит и понятие о своем внешнем виде. Все большее значение приобретала прическа, способная рассказать о социальном статусе, роде занятий и месте жительства человека.
В Древнем Египте причесывание, завивка и надевание парика приравнивались к ритуалу, традиции которого нарушать строго запрещалось. Эти процедуры выполняли специально обученные рабыни. Египтянки носили прически, напоминавшие современное «Каре» — подстриженные на одном уровне (чуть ниже ушей) волосы. Самыми модными считались черный и темно-коричневый цвета. В качестве красителя использовали хну. Челку, косички убирали назад, закрепляя их обручем или диадемой, применяли гребни и заколки.
В Древней Греции применяли горячую завивку волос, выполнявшуюся с помощью нагретого металлического стержня — «каламиса» (именно тогда появилось первое вполне обоснованное название людей, работающих с прическами, — каламистры).
А самым модным трендом античного мира были парики. Увлечение ими порой приобретало невиданный размах, были даже изданы специальные указы, предписывавшие, когда, где и какой парик носить. Парики из натуральных волос носили только жрецы и фараоны. Обычные люди вынуждены были довольствоваться искусственными, которые изготавливались из льняных или хлопчатобумажных окрашенных нитей, папируса, шерсти.
Впервые обесцвечивать волосы стали римлянки, используя для этого щелочное мыло (блондинки уже тогда были популярны), посыпая волосы рисовой пудрой или мукой. Для блеска смазывали волосы оливковым маслом, а для придания им приятного запаха прятали в прически ароматизированные подушечки. Украшали свои прически бусами, обручами, лентами. Иногда такой «тюнинг» длился по нескольку часов.
Уход за волосами проводился не только в домашних условиях, но и в римских публичных банях-термах, одновременно с уходом за телом. Среди обслуги бань были и вольные мастера, услугами которых за небольшую плату могли воспользоваться небогатые люди, не имеющие своих обученных рабов. Получается, что именно в Риме стали обучать людей парикмахерскому искусству целенаправленно.
Во времена средневековья одежда и прически (особенно женские) стали строго регламентироваться. Природное желание женщины выглядеть привлекательно трактовалось церковью как «происки дьявола» и объявлялось греховным. Женщинам строжайше предписывалось закрывать волосы вуалями, чепцами, косынками и другими головными уборами. Никаких причесок в те времена женщины не делали, ограничиваясь длинными прямыми волосами с пробором или заплетенной косой. У мужчин это были гладко зачесанные волосы, борода и усы.
Эпоха возрождения в буквальном смысле вдохнула новую жизнь в парикмахерское искусство. Лавочки парикмахеров, их называли тогда на латинский манер — брадобреями, росли в европейских городах, как грибы после дождя. В это же время появляются профессиональные цеха мастеров причесок.
Король Англии Генрих VIII своим указом повелел всем мужчинам носить короткие стрижки, но разрешил носить усы и бороду, которые следовало завивать. Мода на короткие мужские стрижки разделила Англию на два лагеря: тех, кто остался верен длинным волосам и короткой бороде, и на тех, кто коротко стриг волосы и отращивал длинную бороду. Только в начале XIX века короткие волосы прочно «закрепились» в прическах английских мужчин, а затем и по всей Европе.
Законодательницей мод в Западной Европе XVII века становится Франция.
И, конечно же, именно во Франции парикмахерское искусство достигает небывалого совершенства. Придворные парикмахеры ежедневно придумывают все новые модели причесок, призванные подчеркнуть величие короля и королевы и их приближенных. Отличительной особенностью причесок того времени стал открытый лоб, знатные женщины специально удаляли для этого часть волос. Иногда сбривали и брови. Прически стали особенно сложными, с обилием вплетенных украшений, перьев и диадем.
Королева Франции Мария-Антуанетта поражала своих придворных прической высотой в 70 см (каркасом для неё служила конструкция из металла), на создание которой уходило около 6 часов. Дамы по всей Европе изводили своих парикмахеров просьбами сделать им подобную красоту.
Помимо металлических конструкций в волосы вплетали гирлянды из цветов, корзины с фруктами, модели парусников, чучела птиц, уменьшенные копии китайских храмов и садовых беседок.
Такие прически подолгу не распускали и, ложась спать, надевали на голову специальные чепцы. Иногда в прическах заводились мыши, привлеченные запахом муки, из которой делали пудру. Носить такую «красоту» надо было осторожно — были случаи, когда волосы вспыхивали от пламени свечей в канделябрах.
В дальнейшем парикмахеры изобрели модели причесок со складным механизмом, позволявшим дамам ездить в каретах. Неудивительно, что в Париже была открыта первая школа парикмахеров, получившая название — Академия парикмахерского искусства.
Во Франции, как и в античном мире, ценились парики. Потребность в них была так велика, что король Франции Людовик XVI был вынужден ввести в штат обслуги двора 500 парикмахеров. Парик стал знаком высокого положения и чуть ли не обязательным атрибутом мужского костюма. Без него дворянин не мог показаться на людях. При этом голову брили наголо.
Простолюдины не имели права на ношение париков и отращивали длинные волосы.
Парики продержались на пике моды вплоть до французской революции 1789 года, когда была свергнута королевская власть и все её атрибуты. Персоной нон грата объявили и напудренный парик. Ношение и даже хранение его грозило владельцу судом.
Но и дальше дела в парикмахерском мире обстояли не менее интересно…
Спасибо на добром слове, Леонид.