• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Евгений Жарков Грандмастер

Рецензия на фильм «Резня в школе»

Да, мне нравятся фильмы ужасов. Да, я смотрю их достаточно регулярно. Да, иногда попадается жуткий отстой. И, между прочим, очень часто среди свежих релизов. А вот классические слэшеры восьмидесятых никогда меня не разочаровывали. Это никак не связано с раскрученностью того или иного фильма. Понятно, что большинству зрителей на ум приходят «Пятница, 13-е», «Кошмар на улице Вязов» или, на худой конец, «Лагерь вечных снов». Неудивительно, ибо именно эти хорроры чаще всего крутили в отечественных видеосалонах, а затем и по первым частным телеканалам бывшего СССР. Тем не менее, как я уже писал, в восьмидесятые годы прошлого века Голливуд был охвачен манией на низкобюджетные фильмы ужасов, ибо они приносили сиюминутную прибыль. Иногда во много раз превышающую бюджет проекта. Как говорится, ничего личного, просто бизнес.

«Резня в школе» — представитель основной, безликой массы подражателей. В том же 1986 году вышел его брат-близнец под названием «День дурака» (April Fool’s Day). Что самое интересное, рабочее название проекта было точно таким же, однако дабы зрители невзначай не перепутали сей «шедевр» с одноименной картиной Paramount Pictures, заголовок сменили на Slaughter High, «Резня в школе». Закрывая тему «Дня дурака», нужно отметить, что, несмотря на поддержку крупной студии и неслабый для того времени и подобного жанра бюджет в 5 миллионов, фильм Фреда Уолтона оказался даже хуже своего «однофамильца».

Кратко о сюжете. В каждой школе есть местный неудачник, которого гнобят все, кому не лень. Не из злости, а из мерзкого стадного чувства «быть как все». Многие, окончив школу, впоследствии со стыдом вспоминают, как издевались над каким-нибудь очкастым задохликом. Марти Рэнтцен (Саймон Скуддамор) — типичный представитель класса «ботанов», наипервейшая мишень всех тупых приколов своих одноклассников. А тут еще такой замечательный повод, 1 апреля, День Дурака. В связи с этим, Марти, будучи явно недалеким субъектом, покупается на предложение знойной красотки Кэрол провести с ним незабываемое «секси-тайм» в душевом отсеке женского туалета. Ясен пень, подстава удалась, и бедный очкарик предстал перед друзьями и подругами Кэрол в тотальном неглиже, получил свою очередную дозу насмешек и был пару раз опущен головой в унитаз.

Этой шутки Скипу, зачинщику и неофициальному лидеру этой быдло-компании, показалось мало, и он решил подстроить небольшой инцидент в химической лаборатории, где Марти во внеклассное время ставил всякие опыты. По иронии судьбы, забава переросла в пожар, в котором Марти сильно пострадал физически и даже немного тронулся рассудком. Хотя, «немного», в его случае было уже слишком.

Прошло десять лет. Все участники вышеописанных событий внезапно, в канун очередного Дня Дурака, получают приглашение на встречу выпускников. Это более чем подозрительно, учитывая тот факт, что их родное общеобразовательное учреждение уже лет пять не функционирует. Однако бывшие одноклассники так рады увидеться вновь, что, казалось, не замечают странностей вокруг: никто их не встречает, сама школа выглядит как давно заброшенное и пустующее здание, а общая обстановка напоминает чей-то неудачный розыгрыш. Все привычно винят шутника Скипа. Тот, будучи неудачником и за десять лет не сумевшим добиться чего-либо, рад привлечь к себе внимание. Пускай и незаслуженно. Однако вскоре, когда участники ночного банкета вдруг начинают один за другим погибать, всем, в том числе и Скипу, становится кристально ясно, что их пригласили в это захолустье вовсе не ради забавы или прикола. Кто-то, и всем известно кто, хочет отомстить им за мучения и издевательства десятилетней давности. Отомстить жестоко и беспощадно…

У «Резни в школе» не один и не два, а целых три режиссера и сценариста. Имена их вам ничего не скажут, ибо они канули в лету вместе с их немногочисленными опусами. Количество не перешло в качество, сюжет картины получился невероятно предсказуемым и затянутым. 90 минут экранного времени можно было легко сократить минут на 20−25 бессмысленных, откровенно идиотских диалогов и беготни по этажам школы, больше напоминающей казематы Освенцима. Существует еще и режиссерская версия фильма, которая длиннее официальной на…1 минуту. Что там за одну минуту можно этакого показать, я не знаю. Впрочем, рейтинг фильма и без того R, учитывая элементы насилия и небольшую примесь секса. Что из этого страшнее, решать вам, главную героиню в исполнении Кэролин Манро (36-летняя актриса играла персонаж, как минимум, младше лет на десять) создатели фильма так и не уговорили раздеться. Чтобы добавить картине вожделенных сисек, пришлось обнажаться другим актрисулькам, которым после этого опрометчивого шага ролей больше не предлагали.

Если не пытаться понять мотивацию героев и не стараться анализировать сценарий в целом, то лента развивается четко по лекалам других, более известных предшественников. Убийца в маске странного шута с бубенцами по очереди мочит всех приглашенных на вечеринку, причем жертвы, игнонируя все элементарные правила выживания и собственной безопасности, самостоятельно идут на заклание, благодаря невероятной беспечности и безалаберности. Зная, что дому бродит убийца, они спокойно уединяются в труднодоступных местах, занимаются сексом или даже моются в душе (пять лет школа не работает, но вода и электричество поступают исправно).

За премьерой картины последовала уже реальная, всамомделишная трагедия. 28-летний исполнитель роли безумного мстителя Марти, актер Саймон Скуддамор, спустя несколько месяцев после окончания съемок покончил жизнь самоубийством, намеренно перебрав с наркотической дозой. Хочется верить, что этот поступок никоим образом не был связан с его киношным персонажем.

Единственным знакомым именем в титрах является композитор ленты — Гарри Манфредини. Впрочем, любой киноман уже в первые минуты фильма почувствует очевидную схожесть саундтрэка с самой известной музыкальной темой Манфредини, которую он написал для «Пятницы, 13-е». Далее по сюжету один из героев, пытаясь напугать остальных, напяливает на себя неожиданно откуда-то взявшуюся хоккейную маску, изображая персонажа Джейсона Вурхиса.

Резюмирую. Только для истинных поклонников жанра. Всё, начиная от сценария и заканчивая спецэффектами, находится на очень среднем уровне. Вторично, предсказуемо, дешево и сердито. Единственное, что лично меня сподвигло на просмотр — это наивная ностальгия по тем временам, когда кошмар можно было создать из того, что находится под рукой. Сегодня подобные опусы стоят многие миллионы.

Статья опубликована 12.10.2010
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: