• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Алек Геворгян Дебютант

Как приготовить съедобный украинский борщ?

Дорогие друзья, в первых строках своего… Чего же своего??? «В первых строках своего рецепта» — как-то нелепо звучит. Да и просто рецептами называть мои литературные шедевры (а оспаривать этот неоспоримый факт, я убежден, никто не будет) так же оскорбительно, как и называть просто едой мои кулинарные шедевры, которые, без сомнения еще войдут в анналы как русской, так и мировой кулинарии. В чем мы с мамой совершенно не сомневаемся.

Так вот, хочу обратиться к тем, кто не сочтет за труд оставить комментарий к моим… будь они неладны, рецептам.

Дорогие друзья, я безмерно благодарен вам за внимание к моим безуспешным потугам превращать косноязычные, мертвые, не побоюсь этого слова, инструкции во сколько-нибудь читабельные опусы. И только из уважения к вашему труду и ценя ваше время прошу обратить внимание на одну маленькую, но весьма существенную деталь. Я не описываю рецепты той или иной национальной кухни, я делюсь с вами своими находками, когда, безусловно, опираясь на общеизвестный рецепт, нахожу другое, может быть, только на мой взгляд, рациональное или просто неожиданное решение. Надеюсь, вы будете учитывать эту ерундовину, за что я вам уже весьма признателен.

Ну, а теперь расскажу, как я готовлю украинский борщ.

Должен признаться, что вкуснее борща, чем на Полтавщине, я нигде не пробовал. Впрочем, и самый худший отведал там же, во время Сорочинской ярмарки (вибачте полтавчани, але я не вигадую, кажу, як було).

Казалось бы, ну что может быть проще украинского борща, а поди ж ты, действительно вкусный ел крайне редко… Ну, если ел его не дома. Да, да, я помню, о вкусах не спорят.

Тем не менее, готовить борщ несложно, но времени необходимо около двух часов.

Возьмите кастрюлю литров эдак на 5, налейте 3 литра воды, а к ней добавьте хороший кусок свинины. Особенно хорошо, если она не мороженая, и уж совсем замечательно, если еще вчера хрюкала.

О количестве я намеренно не говорю — этим компонентом будущий борщ испортить невозможно. Неплохо добавить пару куриных окорочков и именно от петушка. Это как раз практикуется на Украине, и в этом есть глубокий смысл.

Вслед за мясом отправляем две мелко нарезанные луковицы средних размеров натертую морковку и 2−3 зубка чеснока. Пусть себе варятся, а мы займемся свеклой.

Свеклу нужно выбирать темно-темно-красную, почти черную. Такая свекла очень сладкая и дает замечательный цвет. Свеклы возьмем 300−400 граммов, нарезаем ее соломкой и отправляем на сковородку. Сначала притомим без жира минут 10 на слабом огне, а затем аккуратненько собираем весь жир с бульона и отправляем его к свекле, добавляем чайную ложечку томата и тушим под закрытой крышкой минут 40.

Пока тушится свекла, чистим и нарезаем картошку (полкило). Если мясо варится уже полтора часа, то пора бросать утомленную свеклу, а через 15 минут после нее и картошечку.

Пока варится свекла с картошкой, готовим заправку или зажарку, как говорят на Украине. Нарежем морковь соломкой (или можно натереть на терке) и оставим жариться на растительном масле. Две хороших (не маленьких) луковицы некрупно порезать и присовокупить к моркови. Пока они жарятся (на слабом огне!), готовим томат.

Томат готовится таким образом. Две по-олных столовых ложки томатной пасты разбавляем стаканом бульона (кастрюля рядом, на плите), добавляем две столовых ложки сахара, чайную ложку соли, треть чайной ложки лимонной кислоты и пол чайной ложки молотых семян кориандра.

Должен заметить, что зажарка в значительной степени определяет вкус борща, и к этой операции необходимо отнестись очень ответственно. В первую очередь, ни в коем случае не допускать пригорания лука, к чему он очень склонен. Одно это может свести на нет все ваши усилия. А еще я встречал такую «фишку» в той же Полтавской области — зажарку делают на старом сале. Своими глазами видел — людям нравится. Да, воистину, вкус — штука весьма и весьма субъективная.

Если лук с морковью дошли до готовности («до готовности» — значит, лук стал мягким, прозрачным и издает аппетитный, а не острый, как в начале готовки, аромат), выливаем томат и, потушив минут 5−7, убираем с огня и оставляем настаиваться.

Пробуем вилкой картофель. Если он мягкий, пора бросать капусту. Нашинкованную, конечно.

Обратите внимание, это очень важно — какую вы взяли капусту. Если это молодая, то ее нужно в полтора раза больше, чем обычной, осенней. А времени на ее варку уходит в два раза меньше — буквально 4−5 минут с момента повторного закипания. Капусты я беру полголовки диаметром 15,32 см.

Томат или зажарку добавляем после того, как положили капусту и вода снова закипела.

Как я уже сказал, если капуста зрелая осенняя, огонь убираем через 8−10 минут. Даем час настояться, и можно подавать к столу, на котором уже стоит сметанка или майонез. Конечно, самодельный. Кто нам может запретить его сделать, это ж не самогон, в конце концов.

Статья опубликована в выпуске 14.10.2010
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (73):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Алек, оспаривать рецепты наверняка не стоит. У каждого они свои и у каждого свои настоящие.

    Насколько помню и знаю (так меня учила варить моя бабушка с Николаево-Черниговско-Хмельницкой-Ровенской области), в настоящий украинский борщ входят фасоль и сушеные белые грибы. И что еще важнее, пампушки с часнЫком.
    Отчего-то без оных ингредиентов борщ украинским она не считала.

    "Куриные окорочка" от петушка порадовали-)

    • Игорь Ткачев, да, входят. Но грибы заканчиваются быстрее, чем дни в году...
      А в этом году лето совсем сухое было, мы всего три кулька наморозили...

      Оценка статьи: 5

      • Ксения Печий, Вы морозите боровики? Вы страшная женщина, Ксения-)
        С грибами, кстати, можно и без мяса обойтись. Совсем.

        И, по-моему, никто не сказал: маслице нерафинированное подсолнечное, для смаку и аромату.

        Еще всякие вытребеньки: ложку уксуса в тушеный буряк для сохранности цвету (тогда борщ красный-красный), и туда же столовую ложку сахару для вкусу.

        А вот "квасоля", как понял, обязательна. И часнЫк.
        С пампушками - лучше. Но можна и со ржаной горбушкой, что с натертой спинкой-)

        • Игорь Ткачев, боровиками мы другие грибы зовём. А белые -- да, морозим! Вот сейчас на Рождество разморожу, подливочку сделаю, просто чудо будет, а не подлива!
          Хотя и сушим тоже, морозилка-то не безразмерная! И опята сушёные люблю! Тоже они бывают и в борще и в постном плове!
          Да, грибы заменяют мясо, мы даже в Карпатах и зовём "лесным мясом".
          Уксус и сахар я раньше в борщ давала, но муж не любит ни того, ни другого в борще. Перестала.

          Оценка статьи: 5

  • Может и неплохо , даже без капусты. ННее пробовал без капусты, но согласен с многими авторитетами, что картошка в борще- только для питательности, но не для вкуса

    Оценка статьи: 5

  • А солить то борщ когда?

  • Алек Геворгян, "отлично" за вкусный рассказ. Не сомневаюсь, что ваш борщ отменный. Однако не все любят столь жирные шедевры - в моей семье, к примеру, предпочитают вегетарианский борщ. Готовится он не столь долго, но тоже требует времени. Сначала варишь свеклу (если крупная - нарезать на несколько частей), одновременно в глубокой сковороде тушатся в подсолнечном или оливковом масле натертая морковь, лук (лучше сначала его слегка потомить, потом добавить морковку), помидоры и болгарский перец. Потом чистишь картофель и вынимаешь свеклу,когда она еще достаточно твердая, но уже помягчела. Картошку - в кастрюлю, вместе с корешком петрушки, а свеклу натираешь на крупной терке и тут же отправляешь туда же. Вскорости и тушеные овощи со сковороды присоединяются к товарищам, все доходит быстро, тогда посолить, бросить несколько горошинок черного перца по вкусу (муж у меня любит побольше), семена укропа (придают замечательный аромат), что-нибудь для кислинки (к примеру, чуть уксуса, лимонной кислоты, огуречного или томатного маринада), чуть сахара. Кстати, обучила меня этой премудрости одна украинская бабушка! Уже лет 30 готовлю.

    Оценка статьи: 5

  • Франсуаза Сто Читатель 14 октября 2010 в 20:17 отредактирован 24 мая 2018 в 12:23 Сообщить модератору

    Научите меня, пожалуйста, готовить харчо!

    Оценка статьи: 5

  • Вот почитала комментарии и вспомнила, что с болгарским перцем и со свежими помидорами у нас в Одессе делают первый летний борщик. Он и пахнет не так как уже "созревший" осенний, и цветом посветлее.
    А вот неразгаданная еще никем загадка - почему у одной и той же хозяйки борщ получается всегда немного разный, хоть и всегда вкусный? И почему один и тот же борщ у ВСЕХ хозяек всегда иного вкуса, нетрудно и сразу узнать по запаху - чей. Что знатоки скажут, в чем причина?
    Моя мама говорила - кто сколько души вкладывает, такой и борщ получается.
    А еще в борщ очень вкусно свежей кинзы добавить! Эта добавка не украинская, но отменно подходит и сочетается с остальными продуктами!

    Оценка статьи: 5

    • Евгения Смуровская, Вы смелее чем я. Дело в том, что всегда добавляю свежую кинзу, но не стал говорить, чтобы не быть обвиненным в нарушении национального колорита, какой-нибудь кулинарной эклектике и прочей ерунде.
      А борщ разный , действительно от того, сколько вложено души, то бишь, насколько добросовестно вник в сам процесс приготовления и насколько тщательно и ответственно его реализовал.

    • Евгения Смуровская, по -поводу летнего борща.
      В сезон с огромным удовольствием добавляю в борщ порезанную зеленую спаржевую фасоль или ту овощную фасоль. которую на юге часто называют "лобио".
      Помимо этого, знаю немало хозяек. которые не мыслят борщ без добавления корня пастернака. Правда тогда у борща появляется своеобразный запах, который лично мне не очень нравится.
      Некоторые ранним летом шинкуют помимо капусты еще и молодую свекольную ботву.
      Знаю одного дедулю, который признает борщ только на гусятине.
      В пост (меня соседка-бабулечка научила, которая в монастыри на паломничество ходила) варю борщ на грибном бульоне или к простому постному борщу с фасолью добавляю в начале варки кусочки вяленой воблы или леща. Может, вам покажется это невозможным - попробуйте как-нибудь! Это не только съедобно. интересно, своеобразно, но и вкусно!
      В любом случае, борщ - это очень совершенное творение кулинарии! Вариации его обогащают! Но традиционный, классический украинский борщ - это!!!!!!!!!!!!

      • Луиза Бай, действительно, на разные вкусы и готовка разная. Моя зять, например, не считает борщ борщом, если в нем нет фасоли, той самой, которая "лобио". Я его поддерживаю, но сама готовлю редко. Больше варю совершенно постный борщ, сваренный на воде, но с обязательной зажаркой на любом жире, чаще - на подсолнечном масле.
        Моя мама готовила такой постный борщ, что все едоки в нем мясо искали, такой у него был наваристый вкус! У меня уже так не получается, хотя и мой борщ муж нахваливает.

        Оценка статьи: 5

    • Евгения Смуровская, я полагаю, что всё дело в количестве и качестве ингредиентов, которые, в силу специфики продукта, всегда различны. Одна моя знакомая всё пыталась делать закладку продуктов в борщ строго по весу, чтоб он всегда одинаково вкусный получался. Через некоторое время, мне удалось-таки убедить её, что одна из прелестей борща в его чуть разнящемся вкусе. А о душе, права Ваша мама. И не только в отношении борща. Я когда готовлю чего-нибудь и на кухню вдруг женщина заходит, все процессы сразу останавливаю. Хотя помагает мало. Всё равно главный вкус уже испорчен.
      Борщ у нас только я творю. Да и вообще, лучший борщ всегда у мужиков получается.

      Оценка статьи: 5

      • Валерий Сатокин, согласна с прелестями борща, которые в разности вкуса. Я вообще считаю, что еда должна быть разнообразной, чтобы каждый раз из тарелки сюрприз получать!
        У меня и пирожки, как ни стараюсь, всегда немного отличаются размерами. Но мне они тем и хороши, что можно выбрать. Я их каждого "в лицо" знаю

        Оценка статьи: 5

      • Валерий Сатокин, вот именно - душа + вкусовые качества продуктов, ну и, конечно, время, затраченное на приготовление. За пол часа вкуснятины думаю не получить. Могу и заблуждаться, так как не пробовала получасовой борщ.

        • Эльвира Голец, да-да-да! Про время я упустил. Процесс должен быть размеренным и неторопливым. Я и сам приступаю к готовке, когда твердо уверен, что ближайшие часов 5-6 нас (меня и борщ) никто не обеспокоит.

          Оценка статьи: 5

          • Валерий Сатокин, хочу честно признаться, что у меня на этот процесс уходит часика три. И не потому, что лень, а потому, что другие дела поджимают. А оставить без присмотра мое излюбленное блюдо и заняться попутно чем-то просто руки не поднимаются и ноги прирастают около плиты)))

            • Эльвира Голец, вот Вы и еще один борщевой секрет открыли! Нельзя во время священнодействие над борщем отвлекаться на другие темы или творить что-либо параллельно.
              А в три часа Вы видимо укладыватесь, когда несколько слагаемых боща создаете одновременно: что-то жариться, что-то вариться, что-то крошиться... Я создаю компоненты поочередно. Даже коренья зажариваю по-отдельности.

              Оценка статьи: 5

              • Валерий, завидую я Вам, по белому завидую и Вашей спутнице жизни тоже. Мой муж не очень любит творить на кухне. Ему лучше глажкой заняться, что я ой как не люблю делать ( не к лицу это говорить женщине, стыдно, но и врать не буду) или уборкой, например. Ну уж если он встал к "станку" готовки, то в два счета меня за пояс заткнет. Святая истина, что мужчины лучшие повара!

  • Ах, мне уже вкусно!!
    А вот скажите, диаметр капусты имеет принципиальное значение?
    "Капусты я беру полголовки диаметром 15,32 см." - а если я возьму диаметр, ну, например, 15,16см, или скажем, 14,87см, или вот например - 16см ровно? Эти тоже подойдут?

    Может, имелось ввиду - 15 - 32 см?

    Оценка за ваш рецепт - твердая пятерка!!!

    Оценка статьи: 5

  • Алек Геворгян, прекрасно! Я уж где-то описывал свой рецепт "Примерный", повторяться не буду. Один момент, Вы не ошибаетесь: "в той же Полтавской области – зажарку делают на старом сале." Тут уже коллеги писали про "затовченные" сало с луком, эта часть идет из ступки прямо в борщ.

    Оценка статьи: 5

  • И щедрую ложку сметаны в борщец!!!

    Оценка статьи: 5

  • Про бабушкин борщ вспоминаю ностальгически!
    А вот Гребенские и Червленские казаки с Терека часть картошки (где-то с треть), которую в борщ кладут, не режут, а варят целиком. А потом отлавливают и мнут вилкой. Потом эту мятую картошку - назад к борщу. Так борщец такой крахмалистый получается. Я переняла этот способ - очень улучшает, на мой взгляд. качество борща. Ну а летом - не томат-паста, а помидорчики, да перчик болгарский...
    Да, уважаемый Алек, вкусную вы темочку затеяли! Спасибо!

    • Луиза Бай, это мой муж густенько да с перчиком болгарским любит Ещё подбивает самостоятельно свеклу для борща заквашивать

      Оценка статьи: 5

      • Ксения Печий, заквашивать? Как это, интересно? И она сама сквашивается с солью, сахаром и специями? Так это же просто прелесть!
        Я зля зимних борщей закатываю свекольную " икру" из тертой вареной свеклы и морковки, лука, болгарского перчика и томата, тушенных с постным маслом. Туда еще чесночка неплохо добавлять для пикантности. Правда семейство моё эту икру больше ложками поглощает с удовольствием. Но с баночки один борщец - получается.

        • Луиза Бай, так: я с мужа вытрясу рецепт квашеной свеклы, а вы нам подетальней расскажете вот эту зимнюю заготовочку? Да?!
          (Жаль нету смайликов, потирающих руки и облизывающегося).

          Оценка статьи: 5

          • Луиза Бай Дебютант 15 октября 2010 в 11:44 отредактирован 15 октября 2010 в 11:48 Сообщить модератору

            Ксения Печий, да там все так просто:
            Свекольная икра (заготовка для борща)
            свеколку и морковку (в любых пропорциях вкусно. В итоге получается - 3-4 килограмма овощей) варю (неочищенными, но хорошо с щеткой вымытыми) до возможности протыкания . Остынет - чищу, тру на крупной терке. Потом в казанке на постном масле томлю лук (2-3 крупные головки) резаный так, как вы любите. я полукружьями режу, а бывший муж просил резать помельче, чтобы потом его вообще незаметно было. Ну а аромат-то остается. К луку - немного (а кто любит - достаточно много) болгарского перца - тоже полукружьями или помельче. Как размягчится - туда натертую свеклу с морквой. Когда прогреется достаточно хорошо (НЕ ДАЙТЕ ПРиГОРЕТЬ! ПОМЕШИВАЙТЕ), кладу ложки 4-5 столовых томатной пасты, соль, сахар по вкусу, порезанную петрушку и укроп. Икра будет влажной - то есть кипеть будет, чему. Пусть минут 10 попыхтит, вы туда чесночок по вкусу. Еще минут пять попыхтит, добавьте 2-3 столовых ложки яблочного уксуса. Можно обычного - столового. Но яблочный - натуральный полезнее.
            Попробуйте, все ли устраивает - может, соли маловато, может, сахара. Но не увлекайтесь снятием пробы, а то передумаете закручивать. Если не передумали. то сразу - кипящую, то есть пыхтящую от густоты икру - по стерилизованным баночкам, закатать и под одеяло до остывания. Вот и все.
            Уважаемый Алек, надеюсь, вы не обиделись, что в комментариях вашей великолепной и аппетитной статьи я имею наглость предложить Ксении и всем желающим такую заготовку. Вы - признанный мастер аппетитного слога, Вы меня вдохновили!
            Кстати, в вашей статье вы пишете о маме. Передайте ей огромный привет и скажите, что она вырастила очень достойного сына. Ей есть, чем гордиться!

  • Девочки, а все-таки с зажарочкой вкуснее! Правильно автор написал, что вкус борща напрямую зависит от правильно приготовленной заправки.

  • Ксения Печий, вот это высший борщевой пилотаж! Двое суток!!! Моя бабушка (кстати, родом из Белой Церкви) в несколько часов укладывалась - но такого вкуснющего борща, как у нее, я больше нигде и никогда не ела! И что сама готовлю - считаю, просто суррогат по сравнению с тем, что у нее. Зато укладываюсь чисто в 20 минут: беру банку готового борща, два пакета борща сухого, заправку для борща Магги, банку говяжьей тушенки, столовую ложку уксуса, свежий лук-репку, лавровый лист, перец горошком, вареную картошку, конечно же, порезанную кубиками - и недолго музыка играла! По тарелкам разлито, сметаной полито, зеленым луком посыпано и на "ура" съедено. А я все горюю о бабушкином борще. Получится у меня когда-нибудь такой же?

    • Светлана Крус Мендоса, я бабушкин тоже считаю самым-самым!
      Умею, но готовлю редко. Чаще готовит муж: косточки с ребёр свиных небольшими кусками на огонь в кастрюле, потом луковицу мелко туда, потом морковь на крупной тёрке, потом картофель, свеклу тоже на тёрке (сырую), потом капустку (не много), потом одним махом много зелени, приправы и томатную пасту и ещё минут 5-7. Всё хором полтора-два часа занимает. Вот такой борщик без зажарки и уксуса.

      Оценка статьи: 5

  • Ксения Печий Ксения Печий Профессионал 14 октября 2010 в 12:07 отредактирован 14 октября 2010 в 13:27 Сообщить модератору

    Моя бабушка с борщом "игралась" двое суток:
    В первый день варите в одной посудине фасоль с лавровым листом, в другой -- тёмно-красную (почти чёрную) свеклу с чеснокоми каплей уксуса, в третьей -- бульон из свинной косточки, копчёного рёбрышка и\или курицы вместе.
    На второй день: кастрюля литров на 8 (!), в бульон -- капуста и картофель, на сковородочке рядом на смальце зажариваем до золотистого мелко резаный лук, морковь на крупной тёрке, потом туда к ним варёную свеклу нарезанную соломкой, пережарили -- и в бульон! И кусочек сала с мясной прослойкой туда -- как забыла? Ближе к готовности борща: лаврушку, две ложки томатной пасты, фасоль, капельку маринада от помидор (или уксуса по вкусу) и резанные пластинками три зубчика чеснока, пучок зелени щедро, дать подкипеть и выключить. Пусть настаивается!

    Оценка статьи: 5

    • Уважаемая Ксения Печий,
      Это что-то новое, наверно неплохо, но как-то "не по Похлёбкину". Жаль,что не могу проверить, т.к. в море, думаю, что как мне- хорошо.Хотя копчёсти_теперрь их натуральных не найдёшь,только испортит,, да и это "западеньске" отклонение.

      Насчёт буряка(свеклы)- сейчас трудно найти хороший из круглых,, берите типа редьки, удлинённый.

      Оценка статьи: 5

      • Юрий Витальевич, так как раз длинненькую свеклу и берём! Ногтем чуток надавить, чтобы кожицу прорезать и посмотреть -- красная внутри или чёрно-свекольная?
        Копчёности как раз у нас на западе Украины ещё кое-где есть Тётя моя на даче коптильню из железного бака устроила.
        Но можно и на свежих рёбрышках поросячьих -- объедение! Потом хрящики разварные хрупать!

        Оценка статьи: 5

        • Можно Ксюша?( У меня жена Ксения) Ва молодчина . Рад заочному знакомству. Мужу повезло.Алэж, Вы никогда не думали о борщевой заправке не из буряка, томатив и т.д., то что доступно всегда, а из кр. болг. перца, сельдерея, (правда опять-же:чеснока и осенних помидор). Очень просто и эффективно бросить ложку в тарелку из 0.5-1л баночки и- заиграет. Очень жду статьи...

          Оценка статьи: 5

          • Юрий Витальевич, я-то не думала, а вот муж "полюбляет" в борще и сельдерей и болгарский перец. И втихаря бросает их в борщ.
            Но основу вы конечно назвали верно!
            И про горбушечку, чесночком натёртую, очень правильно сказали

            Оценка статьи: 5

  • Алек Геворгян,
    Лет 30 тому много было научных статей о медико-биологической эффективности биомоксов - биоорганических металлсодержащих комплексов. Когда же сравнили линии спектрального анализы, то оказалась идентичность линиям борща.

    Оценка статьи: 5

  • Ігор Бидованец Читатель 14 октября 2010 в 10:13 отредактирован 24 мая 2018 в 12:23 Сообщить модератору

    упрощенный рецепт,не советую

  • марина буда Читатель 14 октября 2010 в 07:00 отредактирован 24 мая 2018 в 12:21 Сообщить модератору

    и я была в Зенькове тожн старым чесноком заправляли и еще в зажарку болгарский перец

  • А не пригласите на тарелочку украинского борща? Уж очень хочется попробовать. Вкусно написано.

    Оценка статьи: 5

  • Алек Геворгян, ай как вкусно написано! Спасибо огромное за статью. Прямо на Родине побывала. И про старое сало слыхала, даже пробовала. Моя мама всегда заталкивала борщ старым салом. Именно заталкивала. В ступку клала мелко нарезанные кусочки старого, со специфическим запахом, сала, туда же чеснок и толкла всю эту мишуру. А перед самой готовностью борща, минуток этак за 5 добавляла ее в кастрюлю. Так делают на востоке Украины, а если точнее в Луганской обл.

  • "Капусты я беру пол-головки диаметром 15,32см"
    Я думаю, что здесь какая то неточность. Может 15-32 см?
    Но если разница в диаметре шара в 2 раза, то объем то будет уже разниться в 6 раз, а это существенно

Мы собираем файлы cookie и применяем Яндекс.Метрику.Подробнее×

Этот сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика, предоставляемый компанией ООО «ЯНДЕКС», 119021, Россия, Москва, ул. Л. Толстого, 16 (далее — Яндекс)

Сервис Яндекс Метрика использует технологию «cookie».

Собранная при помощи cookie информация не может идентифицировать вас, однако может помочь нам улучшить работу нашего сайта. Информация об использовании вами данного сайта, будет передаваться и храниться на сервере Яндекса в Российской Федерации. Яндекс будет обрабатывать эту информацию с целью анализа пользовательской активности.

Вы можете отказаться от использования cookies, выбрав соответствующие настройки в браузере. Используя этот сайт, вы соглашаетесь на обработку данных о вас Яндексом в порядке и целях, указанных выше.